баек и лирических отступлений ска-
зать: сабвуфер нужен для.
.. а), б), в).
М. А. Сабвуфер нужен тем, кто лю-
бит слушать музыку не только уша-
ми, но и прочими органами, воспри-
нимающими басовый ветер в поме-
щении, трепетание мебели и угро-
жающие колебания пола, и в то же
время
а) хочет получить полноценное
звучание, не загромождая жилпло-
щадь акустическими агрегатами.
Ведь сабвуфер как излучатель ин-
фрабаса бинауралыю не локализуем,
и его можно разместить где угодно,
а громкоговорители-сателлиты мо-
гут быть очень малы;
б) не хочет перегружать басом име-
ющиеся обычные АС, которым это
противопоказано,— уже известные
нам „KEFCoda 7“, „KEFQ10“, „Q30"
и многие другие. Эти АС, высокока-
чественные и довольно дорогие,
трудно назвать сателлитами, но в
компании с сабвуфером они звучат
гораздо солиднее;
в) не готов заплатить за громкого-
воритель столько, сколько за автомо-
биль. Ведь один отдельный НЧ-ящик
сделать проще и дешевле, чем две
больших колонки.
Итак, сабвуфер — это громкогово-
ритель, электроакустический агре-
гат, предназначенный для воспроиз-
ведения самого нижнего участка час-
тотного диапазона, от которого хо-
чется по той или иной причине изба-
вить остальные громкоговорители.
Как правило, сабвуфер решает зада-
чу уменьшения габаритов и стоимо-
сти акустической системы.
К. К. Похоже, коллеги, настало вре-
мя для первого, как мы теперь гово-
рим, лирического отступления. Вдо-
воль наговорившись о колонках на
страницах предыдущего номера, все-
го объяснить мы все же не смогли.
М. А.
И вопрос об эффективном
расширении полосы частот, воспро-
изводимых акустическим агрегатом,
остался тогда открытым. Выяснив,
что попытка загрузить 20 Гц-20 кГц
в одну головку ни к чему хорошему
не ведет, мы поняли, что разделение
спектра на полосы имеет как поло-
жительные, так и отрицательные по-
следствия: с одной стороны, облегча-
ется задача и упрощается построение
каждой конкретной головки, снижа-
ются интермодуляционные искаже-
ния, с другой стороны, усложняется
разделительный фильтр и увеличи-
ваются фазовые искажения.
Например, двухполосное построе-
ние (известные нам по статьям в
Конструкция и частотная характеристика
различных типов низкочастотного оф орм-
ления
„Аудио
М агазине“
„KEF Q30“,
„Coda 7“ и „8“, „Ruark Tem plar“,
„TDLRTL-2“) используется, как пра-
вило, в АС средней цены2.
Такие колонки редко воспроизво-
дят низкие звуковые частоты эффек-
тивно, хотя другие их характеристи-
ки могут быть великолепными.
Трехполосные системы (например,
„KEF Q70“, „Q90“, „Coda 9“, „Cerwin-
Vega VS-120“, „Jarno 507“, „707“.
..
Луша.
„Корвет 150 АС“.
..
М. А. .
..более распространены.
Низкочастотная головка воспроизво-
дит самые низкие звуковые частоты
— при условии, что достаточно велик
объем громкоговорителя. А увеличе-
ние размеров может ухудшить вос-
произведение средних и высоких:
сказывается дифракция звуковых
волн на передней панели колонки.
Увеличение числа полос до трех и
более соблазняет разработчиков и по-
требителей на то, чтобы дать низко-
частотному звену отдельный усили-
тель, а тот факт, что на частотах ни-
же 200-300 Гц локализация ухудша-
ется и ниже 100 Гц пропадает со-
всем, подталкивает к тому, чтобы во-
обще отделить это звено от осталь-
ных. Тем более что одно НЧ-звено
сделать куда проще, чем два, да и
размещать его в помещении прослу-
шивания (тем более — проживания)
гораздо удобнее.
К. К. Итак, идея сабвуфера всплы-
ла сама собой. Но идею можно реа-
лизовать по-разному.
М. А. Да, простейший способ сде-
лать НЧ-звено — взять головку по-
крупнее с резонансной частотой по-
ниже и оградить слушателя от излу-
2Бывают и исключения.—
Ред.
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД
чения задней стороны диффузора,
скажем, вмонтировав головку в сте-
ну между комнатами. Такая конст-
рукция называется „закрытый ящик“
— closed box.
К. К. Тем самым вы озвучите сосед-
нюю жилплощадь и рискуете разва-
лить стену.
М. А. Можно сократить размеры
колонки от объема соседней комна-
ты до величины холодильника, мож-
но сделать ее еще меньше, но при
этом начнут проявляться такие из-
вечные враги колонкостроителей,
как упругость воздуха в закрытом
объеме, деформация стенок и пр. С
каждым из них методы борьбы свои.
Если подключить к работе еще и вто-
рую сторону диффузора, то удастся
несколько расширить полосу частот.
Так устроен фазоинвертор — bass re-
flex. Есть и другие приспособления
(лабиринты, пассивные излучатели,
панели акустического сопротивле-
ния), позволяющие уменьшить объ-
ем акустического агрегата при сохра-
нении низшей эффективно воспроиз-
водимой частоты.
К. К. Как всегда, нажив дополни-
тельные неприятности.
М. А. Действительно, могут возрас-
ти нелинейные искажения или поя-
вятся гулкость, бубнение. Чувствую,
что читателю не терпится перейти к
вещам более конкретным, и скажу
лишь, что и эти неприятные момен-
ты пытаются преодолевать. Насколь-
ко успешно — покажет результат се-
годняшних измерений и прослуши-
ваний.
К. К. Итак, сегодня у нас есть саб-
вуфер-сателлитная (или просто са-
теллитная) система „Jamo SW300“/
“JamoSB300" и сабвуфер „Jarno SW-
500“. Оба сабвуфера построены по од-
ному принципу: две динамические
головки, установленные „лицом к
лицу“ и включенные в противофазе2,
размещены на перегородке, делящей
объем на две камеры, каждая из ко-
торых акустически настроена на
свою частоту. Излучается же звук че-
рез трубу, встроенную в одну из ка-
мер. Такая конструкция (иногда ее
называют „резонансный излуча-
тель“) позволяет снизить объем по
сравнению с закрытым ящиком в
3-4 раза.
Наличие встроенных разделитель-
ных фильтров предполагает, по мне-
нию разработчиков, подключение
сателлитной системы к одному уси-
лителю. Тем самым фирма-изготови-
:tСчитается, что это уменьшает уровень
четных гармоник.
АУДИО МАГАЗИН 4/1995
37
предыдущая страница 38 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн следующая страница 40 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст