111111111111111111
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД
с е т н о й м а г н и т н о й з а п и с и в с о в р е -
м е н н о й h i-fi-с и с т е м е
К. К. Заметьте, М. А ., в предыдущей
беседе нам было не до того, а теперь на-
стала пора спросить: доколе будем, не-
взирая на цифровую революцию во-
круг, довольствоваться аналоговыми
записями на хрупкой, дорогой, недол-
говечной кассете, требующей к тому
же известного умения при обращении
с ней?
М. А. Это волнует многих и многих.
Кризис и закат кассетной магнитной
записи неизбежны. Только вот сцена-
рий этих событий еще не написан.
Начнем с истории. Новорожденная
компакт-кассета была пригодна раз-
ве что для записи речей возлюблен-
ной. Сравнивать ее с катушечными
магнитофонами или проигрывателя-
ми винила могло прийти в голову
только клиническому оптимисту. Од-
нако не прошло и двадцати лет, как
ситуация изменилась. Резервов у кас-
сетного магнитофона оказалось доста-
точно. Но угораздило же цифровые
системы появиться именно в это вре-
мя.
К. К. Про лукавую цифру написано
и сказано было предостаточно, и по
разным поводам. Уровень шумов —
-96 дБ, коэффициент гармоник —
ноль целых ноль десятых, — с таким
активом начал жизнь компакт-диск.
Под лозунгом „догнать и перегнать“
началось повальное увлечение нуля-
ми в технических характеристиках.
Таблично-числовую мишуру облепи-
ли ярлычками „Hi-Fi“, а качество зву-
ка от этой суеты только проиграло.
М. А. Но поначалу появление CD
способствовало расцвету магнитофо-
нов. Владельцы последних, получив
возможность практически без потери
качества записать 2 диска ($40) на
кассету ($2,5), да еще выбрать, пере-
ставить, скомпоновать, — ликовали.
Hi-fi-магнитофоны скупались целы-
ми прилавками. Тем временем ком-
пакт-диск набирал качество, пират-
ские копии дешевели. И вот в 1995 го-
ду можно купить приличный CD по
цене не дороже хорошей компакт-кас-
сеты.
К. К. Только рекламируемые дос-
тоинства CD (бесшумность, идеаль-
ный частотный диапазон) на поверку
оказались весьма и весьма сомнитель-
ными. Возьмем, к примеру, искаже-
ния. Третья гармоника магнитофона,
достигающая в хороших магнитофонах
1-3% лишь на предельных уровнях за-
писи, практически исчезает при сред-
нем уровне фонограм м(от-10до-15дБ).
А в CD при снижении уровня сигнала
относительный уровень лишних спек-
тральных составляющих растет. И мы
видим уже не третью гармонику, а час-
токол комбинационных частот, способ-
ных сильно попортить звук.
М. А. Что же касается аддитивных
шумов, то-70 дБ относительно пико-
вого значения уровня, достигаемые
уже без „Dolby“, мешают только в пау-
зе, и то лишь ортодоксальным цифро-
викам. К тому же слух человека умеет
адаптироваться к помехам, не завися-
щим от сигнала, и выделяет из них по-
лезный сигнал без потерь. А возникаю-
о
щие при цифровой обработке помехи ,
коррелированные с сигналом, — это
навсегда. Даже исчезающе малые, они
способны погубить объемность, вы-
звать утомительность звучания, поте-
рю прозрачности, естественности.
..
Луша:
...инфляцию, рост цен, паде-
ние производства, СПИД, снижение
рождаемости.
М. А. На самом деле аналоговый маг-
нитофон может исправить звук ком-
пакт-диска. Основная причина харак-
терной „цифровой“ окраски — нели-
нейные искажения высоких порядков.
При записи на магнитофон надтональ-
ные компоненты (выше 20 кГц) взаи-
модействуют с высокочастотным под-
магничиванием. Слух воспринимает
продукты этого взаимодействия уже
как аддитивный шум, а не как связан-
ный с сигналом процесс. И жесткова-
тость звучания, свойственная цифро-
вым системам, снижается.
К. К. Получается, что копия лучше
оригинала?
М. А. Да, именно так. Продукт пере-
гонки лучше исходного сырья. Коро-
че, сказалось то, что должно было ска-
заться. От чего зависит такая-то гармо-
ника и такая-то фаза, разработчики
знали давно. Но от чего и каким обра-
зом зависит звучание — этот вопрос ес-
ли и возникал, то ответа не получал.
Начиная компакт-дисковую и вообще
цифровую эпопею, разработчики пре-
жде всего думали о том, в какую тех-
ническую характеристику вставить
очередной нолик. И расплата была не-
избежной. Как оказалось, между кри-
териями, базирующимися на герцах,
процентах, децибелах, и „упругой и
напористой бас-гитарой“ существует
масса параметров, трудно поддающих-
ся описанию на основе старых принци-
пов работы со звуком, но требующих
своего определения и, что еще важнее,
учета при цифровой записи. Итак, пер-
вый раунд цифровая запись аналого-
вой проиграла. Что же было решаю-
щим во втором раунде?
2Шумы квантования.
ТЕАС V-6030S
Амплитудно-частотные характеристики
- Лез шумоподавления
-------- Dolby В
- Dolby С
---- - Dolby S
------лента тин I (TDK AD)
— -лента тип II (TDKSA-X)
- лента тин IV (TDK МА-Х)
Нелинейные иекажения, 256 нВб/м
Кг.%
,
L :
V
1
і
= :
-т"
у
20
100
1000
5000
------ лента тин I (TDK AD)
Частота. Гц
------ лента тип II (TDK SA-X)
------ лента тни IV (TDK МА-Х)
Паспортные данные
Г о л о вк и
1 + (1 + 1 )
Ч и с л о д в и г а т е л е й
4 (в е д у щ и й с е р в о )
К о э ф ф и ц и е н т д е т о н а ц и и
W R M S ,%
0 .0 2 7
Д и а п а з о н ч а с т о т ( - 2 0 д Б ) , Гц
л е н т а т и п I
1 5 -1 8 0 0 0
л е н т а т и п II
1 5 -2 0 0 0 0
л е н т а т и п IV
1 5 -2 1 0 0 0
У р о в е н ь ш у м о в , д Б
-6 0
Р а з м е р ы , м м
4 4 2 x 1 4 9 x 3 5 2 '
М а с с а , к г
8 .5
Р у ч н а я н а с т р о й к а
т о к В Ч П (B IA S ) ,
.
т о к з а п и с и ( R E C .C A L )
Ц е н а
S 8 8 0
28
предыдущая страница 29 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн следующая страница 31 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст