„Akai", ресурс GX-головки — около 15
лет (150 000 часов) без ухудшения ха-
рактеристик). Секрет выдающихся ха-
рактеристик — в особых свойствах фер-
ритового сердечника, реализующего
идеальную фокусировку тока подмаг-
ннчнвания и высокую прочность изно-
состойких материалов, покрытых стек-
лом. Первую такую головку „Akai" вы-
пустила в 1979 году. Но уже через год
появилась аморфная головка. Если ве-
рить справочникам, то ее породила
фирма „TDK", снабдив 7-летней гаран-
тией на износ (техническая подроб-
ность: на самом деле ресурс аморфной
головки значительно меньше). У
аморфных головок больше, чем у сен-
дастовых, индукция насыщения и ма-
лые вихревые потери. Для 3-головоч-
ных дек головки из аморфного метал-
ла и стеклоферрита изготавливают с
помощью лазерного луча. Вообще го-
воря. технология изготовления таких
головок крайне сложна и трудна, по-
этому магнитофоны, оснащенные ими,
стоят огромных денег.
С другой стороны, фирмы, выпус-
кающие аудиокассеты (тот же „Ma-
xell“, например) в своих новых разра-
ботках лент типа I (Ее) стали „зади-
рать" АЧХ в области верхних частот
на 2-3 дБ. Все по той же причине —
чтобы запись звучала звонко даже на
потертых головках магнитофонов.
Но время неумолимо и стремитель-
но движется вперед, и роль кассетной
деки как основного элемента hi-fi-сис-
темы постепенно понижается. Дейст-
вительно, зачем переписывать все
подряд на кассету, когда можно просто
пойти и купить в ларьке компакт-диск,
цена которого ненамного больше це-
ны хорошей кассеты. Дека отошла на
второй план. Она если и нужна, то
только чтобы делать какие-то сборни-
ки для выездов на природу с магнито-
лой. По этой причине сейчас фирмы
стремятся удешевить свои магнитофо-
ны (да и не только магнитофоны) пу-
тем отказа от применения дорогостоя-
щих и прочных материалов — корпу-
са и протяжки стали пластмассовыми,
а головки —
мягкими, пермаллоевыми.
Та же „Akai" сейчас ставит „стекло"
только в дорогие модели дек классом
не ниже (5ХХ.
Что же касается красоты звучания
того или иного типа головок, то ска-
жу следующее (основываясь на лич-
ном опыте): „стекляшки" слегка окра-
шивают звук, у них действительно ши-
роченная полоса частот и
10
-летний
ресурс работы. Кроме того, стекло по
природе своей шумит, при записи на
ленты 1 типа GX-головка вносит повы-
шенный (на 2 дБ) шум. (А может быть,
не вносит, а чувствует?) Пермаллой
звучит мягче, шумит меньше, но у не-
го и полоса уже, а через год-два стано-
вится еще более узкой.
Поэтому я считаю, что если брать
дорогую деку о трех головах, то луч-
ше. если они (головы) твердые. Вла-
дельцы „пермаллоевых“ (или даже
„аморфных") дек через два-три года
встанут перед проблемой замены го-
ловки, стоимость которой может дос-
тигать трети стоимости аппарата, да
еще и не найдешь такую в России.
(Для справки: заказать головку из Эми-
ратов для „Akai-65/75“ стоит 150 дол-
ларов.)
На этом разрешите закончить изло-
жение своих мыслей. Возможно, в
чем-то я не прав и чего-то не знаю. Но
я простой человек, а доступ к инфор-
мации ограничен библиотеками, бук-
летами. справочниками да разговора-
ми. Поэтому такие журналы, как ваш,
для меня как
10
глотков минералки в
жаркой и безлюдной пустыне. Спаси-
бо. что вы есть!
Не могли бы вы ответить на пароч-
ку вопросов, которые мучат меня уже
давно:
1. Я очень доверяю советам журна-
лов, поэтому, прочитав как-то в „Ste-
reo &
■ Video" описание колонок „Sony
SS-E 315“. побежал в магазин и тут же
их купил. Э го недорогие акустические
системы (около $
200
) со следующими
параметрами:
АЧХ - 35-20 000 Гц;
диаметр динамиков: bass —18 см;
mid — 6,5 см ;
high —
5 см;
чувствительность —
89 дБ;
сопротивление —
8
Ом;
объем ящика — 30 литров;
габариты — 27 х 76,5 х 22 см:
Подключил их к усилителю „Akai-
АМ 49" (мощность 2 х 80/2х 140 Вт) —
и как-то глухо они звучат. Басы — чет-
ко, а вот верхних явно недостает;
правда, когда делаешь громче — все
нормально. Источник сигнала — про-
игрыватель компакт-дисков „Akai-57".
Это что. и есть „уравновешенное, не-
резкое звучание", о котором говори-
лось в аннотации журнала ,,S & V"? Во-
обще-то музыку предпочитаю слушать
тихо, чтобы не беспокоить соседей.
Итак, почему же акустика фирмы
„Sony" звучит не столь звонко, как мои
старые „S-90"?
2. Из какого материала (сплава) сде-
ланы головки у магнитофонов „Naka-
michi“ и дорогих моделей „ТЕАС", и
каков ресурс этих головок?
С. Поляков, Мурманск
1. Уважаемый Сергей, получить рав-
номерную частотную характеристи-
ку, особенно в области верхних частот,
в современных акустических системах
(АС) давно уже не проблема. Завал ВЧ
в Ваших колонках „Sony" маловероя-
тен. Скорее всего, причина Вашего субъ-
ективного ощущения кроется в следую-
щем. Акустические системы „S-90
весьма „богаты" призвуками, за счет
которых появляется кажущаяся звон-
кость высоких частот. Кроме того, с
уменьшением громкости амплитуда
призвуков из-за нелинейности их при-
роды падает медленнее, чем полезный
сигнал. Поэтому плохие АС на малых
уровнях звучат гораздо хуже, чем хо-
рошие. Играет роль и слуховая привыч-
ка: Вы не хотите потерять ту „звон-
кость“,
которая
подчеркивается
„твердыми" головками магнитофона.
2. Вы не единственный поклонник из-
носоустойчивых головок магнитофо-
нов, их применение вполне оправданно,
особенно в наших условиях, где не так
легко найти нужную деталь для заме-
ны. Но смею привести два аргумента в
защиту хорошего (в широком смысле)
звучания.
В профессиональных студийных а на -
логовых магнитофонах ради качества
звука применяют мягкие головки, хотя
скорость у них больше, а частотные
характеристики скромнее, чем у мно-
гих бытовых. Более того, в авторитет -
пых бытовых катушечных магнитофо-
нах, в том числе и упомянутой Вами
фирмы „ ТЕАС", тоже стоят мягкие го-
ловки. Сейчас уже никто не удивляет-
ся, что кабели и монтажные провода
могут весьма существенно портить
звук, хотя нелинейных и амплитудно-
частотных искажений в звуковом диа-
пазоне частот у них нет.
Что касается аналоговых кассетни-
ков, то они подкупают удобством в ис-
пользовании: серьезными любителями
музыки они применяются лишь для соз-
дания звукового „фона" (танцев) либо
для поверхностного знакомства
с
му-
зыкой. Для пристального слушания, для
„души"
пластинки либо „катушечни-
ки".
Официальными данными по ресурсу
работы магнитных головок фирм
„Nakamichi
и „ТЕАС"редакция не рас-
полагает. Рекламные данные не явля-
ются вполне достоверными.
В. Зуев
♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦
И К И И И И К И И К И И И И К И 131 К И К И К И И
10
АУДИО МАГАЗИН 4/1995
предыдущая страница 11 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн следующая страница 13 АудиоМагазин 1995 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст