♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦
„Ждем инеем"
эти заключитель-
ные слова статьи С. Королькова по-
двигли меня к скромной попытке из-
ложить в коротком письме первооче-
редные вопросы, ответы на которые
могут сыграть большую роль в кон-
струировании хорошего усилителя сво-
ими (моими) руками. Мне кажется,
что схемные решения и миллиметры
размеров боксов не есть задача вашего
издания. Лично меня интересуют про-
блемы концептуального свойства, в
числе которых следующие:
1. сравнительные характеристики
наших и импортных ламп по искаже-
ниям и шумам;
2. параметры зарубежных ламп, ана-
логи которых у нас не выпускаются,
для оценки возможности реализации
их схем нашими средствами;
3. можно ли обойти необходимость
применения переходных конденсато-
ров с серебряными обкладками путём
параллельного включения алюминие-
вых конденсаторов, и какие факто-
ры — проводимость металлов, кон-
тактное сопротивление в месте сварки
выводов (естественно, диэлектрик
должен быть качественным) -
в дан-
ном
случае
будут
влиять
на
искажения?
4. какой диэлектрик лучше
поли-
стирол или полипропилен (пожалуй-
ста, не теорию, а экспериментальные
данные)?
5. экспертно-слуховая характерис-
тика разных схем ламповых усилите-
лей: однотактных, двухтактных стан-
дартной схемы с разной реализацией
фазойнвертора, мостовых схем на че-
тырех лампах и полумостовых с одним
и двумя источниками питания;
6. как из наших трансформаторных
материалов сделать путевый выходной
трансформатор без серебра и моно-
кристалл ической меди в обмотке?
Э. Ибрагимов, Воронеж
1. Тематика и объем нашего жур-
нала не позволяют публиковать по-
дробные справочные данные по харак-
теристикам отечественных и зару-
бежных радиоламп, применяемых в
усилительной технике. Рекомендуем
обратиться к крупнотиражным легко-
доступным справочникам, например:
Б. В. Кацнельсон, А. С. Ларионов.
Отечественные приемно-усилитель-
ные лампы и их зарубежные аналоги.
М., „Энергия“, 1968, 544 стр.
2. „Музыкальное" качество звука
мало зависит от схемотехники и
традиционных параметров: частот-
ной характеристики, нелинейных ис-
кажений (если они достигли опреде-
ленного уровня выше грубых дефек-
тов). Оно определяется в основном
конструктивной реализацией и тех
нологией
производства элементов
звукового тракта. Немалое значение
для звука имеют соединительные ка-
бели (межблочные и акустические),
но тем не менее никто не требует
на них характеристик частотных и
нелинейных искажений.
3. Лучшими по „звуку" диэлектри-
ками в конденсаторах являются по-
листирол, полипропилен, поликарбо-
нат, фторопласт (тефлон ); нежела-
тельным можно считать полиэти-
лентерофталат (лавсан); слюда ко-
варна
лучше не рисковать. Бумаж-
ные (металлизированные) конденса-
торы обеспечивают мягкий, пластич-
ный, но „путаный“ звук. Следует из-
бегать металлических корпусов, осо-
бенно стальных. Кроме собственных
индуктивностей и явления абсорбции
нужно учитывать возможность воз-
никновения электрострикционных ре-
зонансов внутри конденсатора за
счет образования полостей. Это лег-
ко проверить на слух с помощью зву-
кового генератора и усилителя, на-
груженного на испытуемую емкость
последовательно с резистором 10 Ом.
Если конденсатор на какой-либо час-
тоте „запел", значит, он будет ис-
точником искажений.
4. Из вышеизложенного уже ясно,
что слуховая экспертиза чаще прово-
дится не ради оценки схемных реше-
ний, а для выяснения способности
звеньев звукового тракта (усилите-
лей, акустических систем, проигры-
вателей, соединительных кабелей и
т.
п.) донести до слушателя худо-
жественный звуковой образ
замысел
композитора и звукорежиссера, эмо-
циональные особенности, индивиду-
альность исполнителей и дирижера.
А что касается схемных решений,
то известно немало случаев, когда,
скажем, усилители, сделанные по оди-
наковым схемам, намного отличают-
ся друг от друга по качеству звучания.
5. Специальные проводники (бес-
кислородные, структурированные )
необходимы между звеньями тракта
и для соединения с АС. В катушках
фильтров АС и в трансформаторах
можно применять и обычные провода.
Следует отметить, что обычные
провода в процессе изготовления (при
протяжке через фильеру) тоже при-
обретают направленную структуру,
и потому их ориентирование в схеме
соединений влияет на характер зву-
ка, но в значительно меньшей степе-
ни, чем ориентирование специальных.
Применение хороших проводов, опти-
мально ориентированных по направ-
лению, существенно улучшает сте
реопанораму. Случайно попавшиеся
провода, особенно случайные провода
для АС, часто размывают стерео-
эффект.
6. Несколько слов о выходном тран-
сформаторе УНЧ. Кроме свойств маг-
нитопровода выходного трансформа-
тора и провода его обмотки большое
значение имеет конструкция обмот-
ки, ее геометрическая и параметри-
ческая симметрия, минимальные соб-
ственная емкость и индуктивность
рассеяния. От этих свойств обмотки
зависит устойчивость усилителя.
Особенно сложно это реализуется в
традиционных схемах ламповых уси-
лителей с анодными выходными
трансформаторами,.значительно лег-
че
при включении трансформатора
(или автотрансформатора) в катод-
ные цепи, где требуется в несколько
раз меньшая индуктивность.
При оптимальной топологии схемы
(геометрии „земель" и нулевых потен-
циалов сигнальных цепей ) всегда луч-
ше использовать автономные источ-
ники питания для каждого канала, а
иногда и для каждого плеча двухтакт-
ной схемы. Конденсаторы фильтров
должны обладать низким выходным
и малым динамическим сопротивле-
нием разряда, далеко не всегда этого
можно достигнуть их параллельным
включением.
7.
Я почувствовал в Вашем письме
некоторое недоверие к теории, поэто-
му в заключение хочу сказать, что
все прекрасные звуковые системы и
их компоненты (проводники, диэлек-
трики и т. п.) созданы не практика-
ми, а разработчиками, владеющими
теорией электроники и квантовой
физики. Правда, фамилии многих из
них фигурируют только в патентах,
а в рекламных проспектах и популяр-
ных журналах (в том числе и в на-
шем ) пестрят имена хозяев фирм, из-
готавливающих и продающих аппара-
туру „хай энд".
На сегодняшний день, к сожалению,
возможности радиолюбителей-Кули-
биных в домашних условиях весьма
ограничены.
По поручению редакции журнала, с
уважением В. Зуев
Редакция выражает благодарность
за интересные письма и полезные со-
веты читателям Олегу (г. Рыбница,
Молдова), А. Окунькову (Актау, Ка-
захстан), А. Белканову и Д. Иордану
(Петербург).
----------------------- ©
АУДИО МАГАЗИН 3/1995
7
предыдущая страница 8 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн следующая страница 10 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст