МУЗЫКА
|
|
|
|
1
1
1
|
усилитель для воспроизведения аку-
стических грамзаписей на 78 об/мин.
При конструировании головки звуко-
снимателя я руководствовался следую-
щими соображениями:
1. механические параметры головки
должны быть аналогичны соответству-
ющим параметрам мембраны граммо-
фона;
2. преобразователь механических ко-
лебаний в электрические должен содер-
жать минимальное количество провода:
3. предусилитель должен быть про-
стым и не содержать частотных коррек-
ций и фильтров: в качестве усилитель-
ного элемента в нем должна быть ис-
пользована лампа.
Остальная часть тракта воспроизведе-
ния была выдержана в идеологии high
end. причем ее компоненты менялись в
процессе проведения экспериментов.
Моя затея увенчалась успехом: голос
Шаляпина зазвучал через сконструи-
рованную мной головку более ярко и
убедительно, чем через головку фирмы
"Ортофон” (используемую обычно при
реставрации старых записей), однако
звучание граммофона по-прежнему вы-
зывало более сильное ощущение в о -
влеч ен н о ст и ,
чем при воспроиз-
ведении тех же записей через мой
экспериментальный тракт.
При сравнении звучания граммофона
и экспериментального тракта мне уда-
лось с уверенностью выделить признаки,
связанные с возникновением ощущения
вовлеченности в исполнительскую ин-
терпретацию.
В порядке важности это 1. энергич-
ность: 2. ясность (в части передачи ин-
тонационного рисунка): 3. динамика (в
части передачи динамических оттенков).
Внесение изменений в эксперимен-
тальный тракт позволило выявить эле-
менты и звенья тракта, ответственные
за деградацию исполнительской интер-
претации. Прежние попытки сделать это
с применением современных звуко-
записей не дали достоверных резуль-
татов. Не вдаваясь в методические по-
дробности и не пытаясь найти объяс-
нение наблюдаемым явлениям, предла-
гаю для обсуждения результаты моих
экспериментов.
1. Лампа в сравнении с транзистором
лучше передает разнообразие интона-
ции, особенно нежность, теплоту, ин-
тимность. Транзисторное звучание как
бы более холодно и безразлично.
2. Однополосная акустическая систе-
ма ( с одним широкополосным громко-
говорителем) по сравнению с трехпо-
лосной звучит более динамично и энер-
гично. Особенно заметен выигрыш в
плотности, телесности звучания голоса.
Трехполосная система как бы разрушила
“тело" голоса Шаляпина, превратила его
в некий бесплотный фантом. Причины
этого явления, по-моему, следует искать
в разделительных фильтрах акустиче-
ской системы, и прежде всего в звеньях
ограничения высоких частот.
3. Применение общей отрицательной
обратной связи в усилителе вызывает
“сжатие" динамики и очень заметное
ослабление энергичности.
4. Введение в тракт пассивных кор-
ректирующих цепей (даже с использо-
ванием хорошо "звучащих” конденсато-
ров) уменьшает энергичность, нивели-
рует динамические оттенки и штрихи,
приводит к смазыванию деталей интона-
ционного рисунка.
5. Увеличение емкости конденсаторов
фильтра источника питания усилителя
(даже сверх меры) влечет за собой уве-
личение энергичности и создает ощу-
щение расширения динамики.
6. Включение в тракт фильтров огра-
ничения высших частот вызывает по-
явление окраски на средних частотах,
приводит к потере динамики и ясности,
вплоть до ухудшения речевой артику-
ляции. Интересно отметить, что мембра-
на граммофона представляет собой
фильтр ограничения высоких частот
6-го порядка, начиная с частоты 3,5 кГи.
однако подобные явления при прослу-
шивании записей на граммофоне не
наблюдаются.
7. Межблочные и акустические кабе-
ли. разъемы и пайки в первую очередь
вызывают изменение ясности звучания,
а также добавляют заметную при вос-
произведении акустических записей
окраску в области средних и высоких
частот.
© А.Лихницкий
АУДИО МАГАЗИН 3/1995
71
предыдущая страница 72 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн следующая страница 74 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст