1
1
1
1
1
1
1
1
1
МУЗЫКА
[
1
|-|- |- -|-
[
1
уже привыкли к бесформенному, ту-
пому и грязноватому звучанию контра-
баса. больше похожему на удары по
бревну.
Клавишные инструменты
К ним в первую очередь относится
рояль
(диапазон от 27.5 до 4186 Ги).
Звучание рояля — один из главных
тестов для аудиосистемы. При прослу-
шивании в первую очередь надо обра-
щать внимание на натуральность его
звучания. Локазано. что натуральность
звучания рояля определяется точнос-
тью передачи атаки, а также специфи-
ки тембров нижнего регистра (с при-
сутствием легкого рокотания), звучно-
сти среднего и яркости верхнего
регистра.
Точность передачи тембров регист-
ров рояля зависит от того, насколько
тщательно соблюден тональный баланс
в аудиосистеме. Необходимо обращать
внимание на ясность атаки и затухания
звуков, а также на разделенность звуков
при игре staccato.
Звучание рояля является также пре-
красной проверкой динамики
части воспроизведения динамических
оттенков — разумеется, если они
присутствуют в исполнении).
Дефекты, наиболее часто встречаю-
щиеся при воспроизведении через
аудиосистему звучания рояля: это не-
отчетливая или "надтреснутая" атака,
а также неестественный или окрашен-
ный тембр звучания его регистров.
Деревянные духовые инструменты.
К ним относятся
— флейта (поперечная)
(диапазон от
261 до 2093 Ги):
— кларнет
(от 139 до 1500 Ги);
— гобой
(от 233 до 1568 Г и):
— английский рож ок
(от 165 до
1800 Ги);
— фагот
(от 58 до 622 Г и).
Благодаря различию частот формант
и специфическому распределению
обертонов каждый инструмент этой
группы имеет ярко выраженную инди-
видуальность. сравнимую лишь с инди-
видуальностью звучания человеческого
голоса. “Гладкость" и “текучесть" зву-
чания деревянных духовых объясняется
быстрым спадом к высоким частотам
энергии обертонов, и также исклю-
чительно плавной и чистой интонацией.
Звучание деревянных духовых ин-
струментов может быть использовано
для оценки чистоты и прозрачности пе-
редачи звука компонентами вашей
аудиосистемы, а также в качестве теста
на
разрешение,
то есть на различимость
индивидуальных особенностей звучания
инструментов этой группы при про-
слушивании на вашей аудиосистеме.
Медные духовые инструменты
К ним относятся
— концертная труба
(диапазон от 185
до 1046 Ги);
— валторна
(от 61 до 700 Ги):
— тромбон
(от 81 до 520 Ги).
Медные духовые инструменты имеют
необычайно яркое, выразительное зву-
чание, особенно в области атаки. Атака
длится от 20 до 100 мс и характеризу-
ется быстрой и очень сложной пере-
стройкой обертонального состава.
Наиболее выразительное звучание
имеет концертная труба. Ее терпкий,
"пряный”, пронзительный звук является
идеальным тестом для проверки аудио-
системы на натуральность
звуча-
ния и одновременно на легкость
восприятия.
Ударные инструменты
К ним относятся
— кастаньеты
(спектр в диапазоне от
0.6 до 16 кГц):
— ксилофон
(спектр распространяется
до 9 кГи):
— тарелка
(большая оркестровая) (от
800 Ги до 18 кГц);
— тарелка джазовая
(от 500 Ги до
18 кГ и):
малый барабан
(спектр распрос-
траняется до 4 кГц);
литавра большая
(от 87 до 800 Гц).
Все ударные инструменты характериз
уются резкой атакой (меньше 1 мс у ка-
станьет и ксилофона и около 16 мс у
большой литавры) и слабо выраженным
тональным характером их звучания.
При прослушивании ударных инстру-
ментов через аудиосистему следует
обращать внимание на передачу дина-
мики (динамических контрастов), а так-
же на ясность передачи атаки и на от-
сутствие "окраски". При передаче че-
рез аудиосистему часто встречаются сле-
дующие дефекты звучания ударных
инструментов: у кастаньет и ксилофона
"притупленная" или "надтреснутая" ата-
ка, "зажатая" динамика: у большой та-
релки — "крупитчатое" рассыпание зву-
ка; у джазовой тарелки вместо тонких
деталей — окрашенное "шипение"; у
малого барабана вместо сухого треску-
чего звука — невнятное "тарахтение";
у большой литавры вместо чистого, звон-
кого и глубокого баса — тупой удар.
4.
О п е р е да че и сп о лн и -
те ль ск о й и нтерпретац ии
Наименее изученным является влия-
ние тракта записи — воспроизведения
на передачу исполнительской интер-
претаиии. Чтобы проникнуться этой
проблемой, пришлось воспользоваться
в качестве эталонов записями исполне-
ния великих интерпретаторов прош-
лого, таких как Шаляпин. Карузо. Бат-
тистини, Занателло, Гальвани и др.
Сравнивая восторженные отзывы оче-
видцев их исполнения с впечатлением
от прослушивания на аппаратуре "high
end” хорошо отреставрированных,
освобожденных от шума перезаписей
этого исполнения, я задался вопросом:
чем объясняется восторг и поклонение
современников — особым магнетизмом
личности певца или гипнозом? А быть
может, нынешнее поколение просто раз-
училось глубоко чувствовать? Ответ я
получил после того, как приобрел в ан-
тикварном магазине граммофон (1912)
и подлинные акустические грамзаписи
великих певцов начала века.
Конечно, трудно было привыкнуть к
шипению иглы, бедности тембров (из-за
отсутствия высоких и низких частот), к
плохому балансу между голосом и ак-
компанементом, однако вскоре я отре-
шился от специфических особенностей
звучания граммофона и оказался во
власти яркой, выразительной, напол-
ненной чувством, отточенной во всех
деталях и чрезвычайно убедительной
исполнительской интерпретации певцов
прошлого. Я испытал удивительно пол-
ноценную вовлеченность, несопостави-
мую по силе с ощущением от прослуши-
вания записей современных певцов.
Причин этого, мне кажется, две. Пер-
вая — это более высокий эмоциональ-
ный и духовный уровень исполнитель-
ской интерпретации у певцов начала
века, чем у современных. Во-вторых,
при всем несовершенстве акустический
тракт записи — воспроизведения обла-
дал важным достоинством: он был пре-
дельно простым и в нем полностью от-
сутствовали электрические преобразо-
вания звука.
Действительно, что, с физической точ-
ки зрения, может быть ближе к ориги-
налу, чем когда голос певца энергией
звуковых колебаний нарезает колебания
канавки грампластинки, а воспроизво-
дящая игла затем считывает эти колеба-
ния и самым коротким путем, с помощью
мембраны и рупора, доносит их до
слушателя? Естественно, у меня возник-
ло подозрение, что главным виновником
ослабления вовлеченности в прослуши-
вание через современную аудиоаппара-
туру являются электронные звенья трак-
та записи — воспроизведение.
Проверку этого предположения я на-
чал с исключения "электроники" хотя бы
из тракта звукозаписи. С этой целью я
сконструировал звукосниматель и пред-
70
АУДИО МАГАЗИН 3/1995
предыдущая страница 71 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн следующая страница 73 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст