ваемость) звучания музыкальных ин-
струментов.
Вибрато — незначительное периоди-
ческое изменение высоты (частотное
вибрато) и амплитуды (амплитудное ви-
брато) музыкального звука. Звучание
инструментов с вибрато приобретает
новые тембральные качества и эмоцио-
нальную напряженность. Периодич-
ность вибрато находится в пределах от
5 до 7 Гц.
Тон — составляющая частотного
спектра музыкального звука, имеющая
определенную высоту и обозначаемая
определенной нотой.
Диапазон музыкального инструмен-
та — диапазон частот его тонов.
Обертоны — кратные тону высоко-
частотные составляющие в спектре зву-
чания музыкального инструмента.
Обертональный состав в значительной
степени определяет тембр звучания
голоса и музыкальных инструментов.
Форманта — область частот (не зави-
сящая от высоты звука), в которой за-
метно усиливается звучание попада-
ющих в нее обертонов или основного
тона.
Штрих — прием музыкального звуко-
извлечения (плавный, толчкообразный,
отскакивающий). Он порождает особый
характер звучания музыкального ин-
струмента. иногда воспринимаемый как
небрежность. Основные типы штрихов
отработаны на смычковых (струнных)
инструментах.
Теперь поговорим об особенностях
звучания.
Певческий голос
(диапазон от 80 до
1000 Гц для мужского голоса и от 160
до 1300 Гц для женского) имеет самое
красивое, богатое оттенками, живое зву-
чание среди всех музыкальных инстру-
ментов. Важнее всего передать через
аудиоаппаратуру красоту звучания го-
лоса, и прежде всего воспроизвести его
тембр. Красота тембра выявляется,
когда достигается тональный баланс
между нижней (около 500 Ги) и верхней
(около 3000 Ги) формантами певческого
голоса. Нижняя форманта отвечает за
теплоту и округлость звучания голоса,
верхняя — за его блеск.
С точки зрения натуральности зву-
чания голоса наиболее важным является
передача его живости (изменчивости),
чистоты вибрато и интонации, а также
разборчивость артикуляции.
Для более полной оценки звучания
голоса целесообразно использовать кри-
терий "ясность".
При воспроизведении через аудиоап-
паратуру певческого голоса нужно обя-
зательно обращать внимание на эмоци-
ональную заряженность и пло тность зву-
Ч — I— I— I— I— I— I— I— Ц-
МУЗЫКА
чания (то есть оценивать его "энергич-
ность"), а также на динамические
оттенки.
Чаше всего встречаются следующие
дефекты звучания голоса при воспроиз-
ведении через аудиоаппаратуру: не-
ясность интонации, неудовлетворитель-
ная артикуляция, вялость, неплотность
звучания, а также наличие окраски при
произнесении шипящих звуков (осо-
бенно в области частот от 4 до 7 кГи).
Перейдем теперь к инструментам.
Смычковые инструменты
К ним относятся
— скрипка
(диапазон от 136 до
2000 Ги):
— альт
(от 131 до 1100 Гц):
— виолончель
(от 65 до 700 Гц);
— контрабас
(от 41 до 240 Гц).
Все перечисленные инструменты за-
нимают разные частотные диапазоны,
однако имеют сходные признаки звуча-
ния. Рассмотрим воспроизведение через
аудиоаппаратуру звучания скрипки.
Красота тембра скрипки определяется
тональным балансом между тремя ее
формантами: первая — на частотах от
220 до 300 Гц (отвечает за полноту и
звучность инструмента), вторая — в
диапазоне частот от 600 до 800 Гц (у
скрипок Страдивари она на частоте
630 Гц) и третья — в диапазоне от 1400
до 4500 Гц. Последняя форманта отве-
чает за сочность, “светлоту” и “полет-
ность" звука.
Красота и легкость звучания скрипки
также зависит от правильности переда-
чи через аудиосистему пропорций меж-
ду первыми ее шестью обертонами.
Как и в случае певческого голоса,
главным для достижения натуральности
звучания скрипки является передача
живости (изменчивости) ее “голоса",
чистоты интонации и вибрато, а также
яркость воспроизведения штрихов. Все
эти особенности звучания описываются
критерием “ясность".
Один из распространенных дефектов
звучания скрипки, воспроизводимого
через аудиоаппаратуру. — это ровность,
обезличенность звука, нивелирование
штрихов и интонации. Дефект особен-
но заметен при игре нескольких скри-
пок в унисон. Звучание инструментов
сливается в “толстый", однородный
звук — это принято называть “эффек-
том шнура". Описанное явление может
наблюдаться в разных диапазонах час-
тот. поэтому для проверки аудиосисте-
мы следует использовать звучание не
только скрипки, но также альта, виолон-
чели и контрабаса.
В противоположность описанному
встречается очень детальное, ясное вос-
произведение звучания смычковых ин-
струментов. но звук при этом может вос-
приниматься как “резкий" и “рваный",
исчезает ощущение "пения". Такое зву-
чание вызывает чувство дискомфорта и
утомляет. Опыт показывает, что очень
трудно добиться такой передачи звука
смычковых, при которой в той или иной
мере не наблюдался бы один из указан-
ных дефектов.
Щ ипковые инструменты
К ним в первую очередь относятся
— клавесин
(диапазон от 87 до
1400 Ги):
— акустическая гитара
(от 81 до
1300 Гц);
— арфа
(от 34.6 до 3320 Гц):
— контрабас щипковый
(от 41 до
240 Гц).
Все щипковые инструменты харак-
теризуются быстрой атакой (от 1 до 5 мс)
и длительным затуханием звука (от 1 до
5 с).
Звук клавесина чрезвычайно богат
обертонами, которые заполняют прак-
тически весь средневысокочастотный
диапазон слухового восприятия. Красо-
та звучания инструмента — в его неж-
ном, тонком и очень детальном звуке.
Звучание клавесина — прекрасный тест
для аудиосистемы на ясность (в части
передачи тонких деталей), оно также
позволяет выявить зоны окраски (то есть
проверить, имеется ли тональный ба-
ланс). Грубое, резкое звучание клаве-
сина и ощущение "стеклянного" верха
говорят о несовершенстве аудио-
системы.
Акустическая гитара. Ее может иметь
у себя дома каждый аудиофил, поэтому
она является эталонным источником
звука. При воспроизведении через
аудиосистему звучания гитары нужно
обратить внимание на то. как звучит
щипок — при записи следует доби-
ваться сходства с натуральным его
звучанием.
Арфа. Самый удивительный эффект
звучания этого инструмента возникает
при быстром проведении пальца одной
руки (или пальцев обеих рук) по стру-
нам инструмента. Этот прием назы-
вается "глиссандо". Передача через
аудиосистему красоты глиссандо —
прекрасный тест на ясность и
легкость восприятия.
Контрабас (щипковый). Его звучание,
запечатленное в основном в джазовых
записях. — одно из самых “трудных"
для передачи через аудиосистему. При
воспроизведении звучания щипкового
контрабаса следует добиваться яснос-
ти. энергичности, упругости и чистоты
звучания. Однако боюсь, что многие
АУДИО МАГАЗИН 3/1995
69
предыдущая страница 70 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн следующая страница 72 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст