минім
1
1
1
1
1
1
систем, так как мало кто может сми-
риться с тем, чтобы главным украше-
нием жилой комнаты были акустичес-
кие системы. В результате АС прихо-
дится устанавливать в самых непод-
ходящих местах: в углах комнаты, в
нишах, почти вплотную к стене, что
приводит к дополнительному подчер-
киванию низких частот и усилению на-
зойливого бубнения.
После многочисленных эксперимен-
тов с целью устранения гулкости зву-
чания и излишнего подъема низких
частот мне пришлось дополнить сис-
тему еще одним блоком —
эквалайзе-
ром. В результате качество звучания
музыкальных программ значительно
улучшилось, бубнение на низких час-
тотах почти полностью пропало.
Но
одно обстоятельство смущает. Идео-
логией построения аудиосистем высо-
кого класса предусматривается крат-
чайший путь сигнала от источника до
акустических систем, а это означает,
что регуляторы тембра, эквалайзеры,
фильтры и т. и. исключаются.
В связи с этим:
а) каково ваше мнение по этому по-
воду и, кроме применения эквалайзе-
ра, какие меры молено принять в опи-
санной мною ситуации для минимиза-
ции отрицательного влияния на звуча-
ние музыкальных программ собствен-
ных резонансов помещения и заведомо
некорректной установки акустических
систем (в углу, вплотную к стене)?
б) даст ли тут какой-либо выигрыш
в звучании замена имеющихся у меня
акустических систем на акустику более
высокого класса, например, „KEF“,
„Таппоу“, „В & W" и т. п.? Для справ-
ки: размеры моей комнаты 4x4 метра,
высота потолка 2,7 метра, акустичес-
кие системы „Akai bookshelf type“ с
заявленной фирмой частотной харак-
теристикой 30-20 000 Гц установлены
по углам комнаты практически вплот-
ную к стене и приподняты над полом
на 60 сантиметров. Габариты каждой
акустической системы (см) 64 х 40х 30
(высотах ширинах глубина). Тип акус-
тического оформления — фазоннвер-
тор. Фазоинверсное отверстие распо-
ложено на передней панели. В каждой
колонке установлено 4 электродина-
мических громкоговорителя. Диаметр
диффузора низкочастотного громкого-
ворителя 30 сантиметров. Вес каждой
колонки — 16 кг.
Кроме основных акустических сис-
тем имеется сабвуфер, работающий с
отдельным усилителем, на входе кото-
рого установлен активный ФВЧ Бат-
терворта второго порядка с частотой
среза 60 Гц и крутизной спада вне по-
лосы пропускания 12 дБ на октаву
(предусмотрено ступенчатое переклю-
чение частоты среза в пределах 40-
80 Гц). Сабвуфер рассчитан и постро-
ен мною на базе двух отечественных
низкочастотных электродинамических
громкоговорителей типа 75ГДН-1. Тип
акустического оформления
фазоин-
вертор с частотой настройки 24 Гц.
Объем 186 литров. Установлен вплот-
ную к стене.
Стена комнаты с оконным проемом
завешена плотными шторами, почти
вся площадь пола покрыта ковром с
длинным и плотным ворсом, в комнате
находится мягкая мебель
диван и
два кресла.
А. Благонравов, Москва
Уважаемый г-н Благонравов! С Ва-
шей оценкой аналоговых кассетных
магнитофонов полностью согласен.
Также согласен с Вами в том, что
аналоговая запись обладает своеоб-
разной прелестью звука, отсутству-
ющей даже у большинства компакт-
дисков, и поэтому я тоже поклонник
катушечных магнитофонов и совре-
менных виниловых „Superanalogue''.
Но меня несколько смутила Ваша
симпатия к магнитофону ,Akai GX-
636“. Выскажу некоторые соображе-
ния по этому поводу.
1. Характеристика записи „GX-
636“ соответствует стандарту
NAB, а не давно уже принятому меж
дународному стандарту IEC (МЭК),
что привязывает Вас только к своему
или ему подобным аппаратам (если
не вдаваться в особенности звуковых
характеристик стандартов).
2. В Вашем магнитофоне примене-
ны „твердые" головки с „подфокуси-
рованным" полем в режиме записи,
это заманчиво с точки зрения износо-
устойчивости и расширенного (за
пределы необходимого, ради рекламы )
диапазона частот. Но это же небла-
гоприятно сказывается на звучании,
вызывая сухость и формальность зву-
кового образа, выхолащивая душу му-
зыки. По моим данным, и у нас, и за
рубежом такие магнитофоны не от-
мечены симпатиями серьезных люби-
телей музыки.
3. Хорошее звучание обеспечивают
головки из мягких сплавов, с конструк-
цией, ослабляющей эффект „змейки",
и традиционным (не „focused field", не
„cross-field" и не динамическим) полем
записи и подмагничивания,
4. Обычные бытовые эквалайзеры не
являются линейно-фазовыми систе-
мами, и поэтому, изменяя амплитуду
какой-то области частот, они раз-
рушают временные соотношения в
спектре сигнала, что неизбежно при-
водит к ослаблению четкости, атаки
звука и ухудшению стереообраза.
Усугубляется это и тем, что у Вас
квадратная комната, да и АС
с
фазо-
инвертором. Для Ваших условий же-
лательны АС с достаточно высокой
нижней граничной частотой и с плав-
ным спадом характеристики внизу,
а также с хорошим демпфированием
основного резонанса. Картина резо-
нансов в помещении довольно сложна,
но существует упрощенная „прики-
дочная" формула, выведенная из стро-
гих соотношений классической акус-
тики. Эта формула позволяет опре-
делить допустимую и целесообразную
нижнюю граничную частоту АС для
любой комнаты.
.
340
Г~
ЧГ
где
/ —
частота в Гц,
V
объем комнаты в м3.
Для Вашей комнаты нижняя гра-
ничная частота составит 96 Гц, и
ниже АЧХ может падать с крутиз-
ной около 12 дБ на октаву. При оп-
тимальной установке такой АС по-
явится четкий бас и разборчивая му-
зыкальная фактура. „Сабвуфер" в
этом случае может оказаться только
помехой. Ковровые покрытия и што-
ры почти не влияют на нижние час-
тоты, а вот средний регистр можно
переглушить, и тогда бас станет еще
более назойливым.
5. Действительно, есть более или
менее авторитетные фирмы, произ-
водящие АС, но главное
выбор мо-
дели по материальным и „квартир-
ным" возможностям и по Вашему
личному вкусу, который может и
меняться.
Из названных Вами я бы рекомен-
довал „В £-
И
г 620і" или .
.630і", но надо
иметь в виду, что „630“ выигрывает
на больших уровнях за счет меньшей
взаимной модуляции, а „620“ лучше,
чем „630“, на малых и средних уровнях
(более естественный, живой звук)
благодаря отсутствию средней ча-
стоты раздела. Среди более дорогих
систем выбор намного шире.
6. Для обстоятельного ответа на
интересующие Вас вопросы необхо-
дима живая беседа. В своем монологе
в рамках нашего журнала я, к сожа-
лению, смог написать лишь кое-что
кое о чем.
По поручению редакции В. Зуев
♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦
АУДИО МАГАЗИН 3/1995
5
предыдущая страница 6 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн следующая страница 8 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст