Массовый характер этого увлечения
стал причиной возникновения индус-
трии hi-fi. а позднее high end.
Третью группу составляют наи-
более развитые эмоционально и ду-
ховно слушатели. Для них на пер-
вом месте в музыке — исполнитель-
ская интерпретация.
Именно они яв-
ляются основными потребителями ар-
хивной звукозаписи. Интеллектуальная
сторона музыки и физическая красота
звучания для них на втором плане. Эта
немногочисленная группа, как оказа-
лось, наиболее требовательна к качест-
ву аудиоаппаратуры, однако
истори-
чески сложилось так, что музыкан-
ты-профессионалы монополизиро-
вали процесс звукозаписи, а аудио-
филы — индустрию звуковоспро-
изведения.
2. О зв ук о за п и си
Аудиофилы твердо убеждены, что в
их распоряжении имеются превос-
ходные звукозаписи, качество которых
они не могут реализовать в своей аудио-
системе. На самом деле это заблуж-
дение.
Хотя звукозапись — весьма дорого-
стоящий процесс (стоимость электрон-
ного оборудования, используемого при
записи симфонического оркестра, до-
стигает миллиона долларов США), ос-
новное внимание персонал студии зву-
козаписи обращает не на достижение
высокого качества звучания, а на пере-
дачу без потерь текста музыкального
произведения и на создание иллюзии
акустического пространства, в котором
производится запись.
Среди звукорежиссеров распростра-
нена соответствующая система крите-
риев. по которым оценивается качество
звукозаписи и которая связана со сред-
ствами, используемыми звукорежиссе-
ром (и звукоинженером) при записи. Эти
средства в основном чисто акусти-
ческие: размещение в студии музыкан-
тов-исполнителей: выбор и определен-
ное расположение микрофонов; акус-
тическая коррекция помещения студии,
сведение (смешивание) сигналов от мик-
рофонов на пульте звукорежиссера. За-
метим. что улучшением качества звуко-
передачи электронного оборудования
студий звукозаписи (кстати, набитого до
отказа микросхемами и электролитичес-
кимии конденсаторами) в смысле идео-
логии high end пока занимаются только
отдельные саунддизайнеры.
Для того чтобы представлять се-
бе, что привносит процесс звукоза-
писи в качество звучания, пере-
числим используемые звукорежис-
-1 -І- 1
1
1
1
1
1
1
МУЗЫКА:
|
1
1
|
|
| .|
серами критерии оценки качества
звукозаписи:
1. тональный баланс (иногда его назы-
вают “регистровый баланс") — ощуще-
ние равновесия звучания НЧ-. СЧ- и ВЧ-
регистров музыкальных инструментов
или групп. Равновесие звучания ре-
гистров музыкальных инструментов до-
стигается в основном выбором опти-
мального положения микрофонов от-
носительно направлений излучения зву-
ка этими инструментами:
2. музыкальный баланс — это ощуще-
ние равновесия между громкостью зву-
чания солиста и аккомпанемента или
между отдельными группами инстру-
ментов в оркестре. Звукорежиссер до-
бивается музыкального баланса в про-
цессе сведения сигналов от различных
микрофонов, он может также подска-
зывать музыкантам,
усилить им или
ослабить звучание инструментов;
3. пространственное впечатление.
Это понятие включает пять составля-
ющих:
а) акустический баланс — субъективно
приемлемое соотношение исходящего
от источника прямого звука и его отра-
жений от стен, пола и потолка.
б) правильная звуковая перспекти-
ва — соответствие субъективно воспри-
нимаемого расположения источников
звука в глубину их реальному располо-
жению.
в) ощущение того, что источники звука
правильно локализуются и распределе-
ны в стереопанораме, то есть в про-
странстве между громкоговорителями.
г) передача акустической атмосферы,
г. е. ощущения присутствия в зале, вос-
приятия его размеров,
д) наличие реверберации — ощущения
отклика зала и длительности послезвуча-
ния.
4.
ясность звучания. В соответствии
с этим критерием звучание оценивается
как смазанное — детальное, расплыв-
чатое — четкое, неразборчивое — раз-
борчивое.
Потери ясности в процессе звукоза-
писи относят прежде всего к мешающе-
му воздействию реверберации в студии,
то есть наложению на прямой звук от-
ражений от стен, пола и потолка.
Однако главная причина потери яс-
ности — это ухудшение стереофоничес-
кого разрешения (imaging) в записи по
сравнению с живым исполнением. За-
дайте себе вопрос, почему на концерте
вас не очень беспокоят посторонние шу-
мы и реверберация. Где бы вы ни си-
дели. у вас не вызывает напряжения от-
сутствие музыкального баланса. Почему
так происходит, вы поймете, если на
время лишите себя пространственного
слуха, например при прослушивании
живой музыки заткнете одно ухо. Имен-
но в улучшении стереофонического раз-
решения следует искать ответы на мно-
гие трудноразрешимые вопросы техно-
логии звукозаписи.
5.
качество исполнения. Под прием-
лемым для звукозаписи исполнением
понимается прежде всего точное следо-
вание музыкальному тексту (заданному
темпу, фразировке, динамическим от-
тенкам). а также чистоте вибрато, игре
вместе и без ошибок. Особых требова-
ний к интерпретации музыкального про-
изведения, к характеру звучания му-
зыкальных инструментов, например, на
отечественных студиях обычно не предъ-
является. Такой термин, как "вовлечен-
ность". создатели звукозаписей вообще
не употребляют.
3. О качестве передачи
звучания м узы кальны х
и н струм ен тов
Аудиофил, в отличие от звукорежис-
сера, при прослушивании звукозаписи
свое внимание сосредотачивает на том,
насколько соответствует звучание чело-
веческого голоса и музыкальных ин-
струментов тому, что он слышал при жи-
вом исполнении. При этом не менее
важной для него является легкость вос-
приятия звучания, то есть отсутствие
дискомфорта. Критерии, которыми
пользуются аудиофилы, нами обсуж-
дались в предыдущих номерах "Аудио
Магазина"2. Рассмотрим применение
этих критериев к особенностям звуча-
ния певческого голоса и некоторых на-
туральных музыкальных инструментов (к
разочарованию любителей рок-музыки,
звучание электромузыкальных и адапти-
рованных инструментов не используется
как эталон звучания).
Для начала определим некоторые из
используемых музыкальных терминов.
Артикуляция — произнесение слогов,
слов, текста (речевая артикуляция) с
различной степенью разборчивости:
исполнение музыкантом таких указаний
композитора, как, например, legato
(связанное звучание) и staccato (отры-
вистое звучание), называется музыкаль-
ной артикуляцией. Критерием оценки
аудиосистемы является разборчивость
музыкальной артикуляции.
Атака — переходный процесс, харак-
теризующий установление музыкального
звука. Атака в первую очередь опреде-
ляет индивидуальные особенности (узна-
2 См
"АМ ”М'1 (2) 95, с. 23-25 и № 2 (3) 95. с.
43-46.
АУДИО МАГАЗИН 3/1995
67
предыдущая страница 68 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн следующая страница 70 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст