М УЗЫ К А
А.Лихниакий
(Автопортрет. 1952 г.)
{
4
4 4 .-Г ■
■>
*•*=
П
'
О МУЗЫКЕ,
ЕЕ ИСПОЛНЕНИИ
И КАЧЕСТВЕ ЗВУЧАНИЯ
1. О трех составляющих
музыкального
восприятия
Существует принципиальное отличие
между музыкой и другими искусствами.
Живописец начинает и завершает про-
цесс художественного творчества соз-
данием картины. В музыке существуют
две фазы: первая — создание произве-
дения, вторая — его исполнение.
Первая фаза безмолвна: звучание му-
зыки улавливается только внутренним
слухом композитора, который затем с
помощью нотного письма фиксирует на
бумаге созданное музыкальное про-
изведение.
Нотный текст выражает интеллек-
туальное содержание музыки и пред-
ставляет собой как бы план будущих ис-
полнений. В нем обозначаются после-
довательность меняющихся по высоте
звуков, их ритмическая организация,
фразировка1, динамические оттенки, а
также чередование голосов использу-
емых музыкальных инструментов.
Вторая фаза — это игра на музы-
кальных инструментах в строгом соот-
ветствии с текстом музыкального произ-
ведения. Исключением из этого прави-
ла является музыкальная импровизация.
Если текст музыкального произве-
дения. например партитуру 5-й симфо-
нии Бетховена, заложить в компьютер
и затем (с предельной точностью испол-
нив все указания композитора) воспро-
извести в виде музыкальных звуков, то
после прослушивания компьютерного
исполнения вы испытаете недоумение,
так как не обнаружите в музыке знако-
мого эмоционального накала, величия
и драматизма.
1
Фразировка — правильное разделение му-
зыкального предложения, делающее его понятным
Фразировка приблизительно соответствует знакам
препинания.
Оказывается, исполнение является не
менее важным этапом создания музыки,
чем ее написание. Сущность этого эта-
па — в творческом процессе, называе-
мом исполнительской интерпретацией.
Леопольд Стоковский вспоминает: "Од-
ним из самых наглядных откровений, вы-
явившим беспредельные возможности
музыки, было прослушивание записи
соль-минорного прелюда Рахманинова
в авторском исполнении. Эта музыка
была сыграна со всем блеском, фанта-
зией, мечтательностью, глубиной чувст-
ва. столь характерными для Рахмани-
нова и для русского искусства. Сразу по-
сле этого я прослушал пластинку с за-
писью того же прелюда в исполнении
Владимира Горовица. Это была совер-
шенно другая интерпретация, с совсем
иной гаммой чувств, и все же велико-
лепная по колориту, интенсивности во-
ображения и ритмической живости".
Когда сравниваешь различные интер-
претации одного и того же музыкального
произведения с указаниями в нотах,
убеждаешься, как тщательно следуют ис-
полнители авторскому замыслу. С физи-
ческой точки зрения, каждый исполни-
тель вносит лишь незначительные изме-
нения в музыкальное произведение —
например, слегка меняет ритмическую
и динамическую структуру произведе-
ния. Главным же воплощением музы-
кальной мысли исполнителя является
инт онация.
Интонация, с физической
точки зрения, представляет собой мель-
чайшие изменения высоты звука и его
тембра в процессе исполнения музы-
кального произведения. Именно инто-
нация несет в себе богатство музыкаль-
ного содержания, эмоциональную зара-
женность музыки.
Таким образом, текст музыкаль-
ного произведения и его исполни-
тельская интерпретация представ-
ляют собой две дополняющие друг
друга составляющие музыки — ин-
теллектуальную и эмоциональную.
Однако есть и третья составляю-
щая, которая заключает в себе ее фи-
зическую красоту и без которой музыку,
пожалуй, можно было бы сравнить с
черно-белым кино. Речь идет о мно-
гообразии тембров звучания музы-
кальных инструментов и певческих
голосов. Звучание их настолько ярко,
индивидуально и выразительно, что в
памяти слушателя оно остается безот-
носительно к музыкальному произве-
дению и его интерпретации. Стоковский
писал, что. когда хорошие музыканты
настраивают инструменты, эти звуки
могут доставить своеобразное наслаж-
дение. совершенно так же как может
радовать глаз сочетание чистых красок.
В трех составляющих музыки следует
искать объяснение, почему ее любите-
ли. а также потребители аудиоаппа-
ратуры самопроизвольно разделились на
три группы.
Первую группу составляют музы-
канты-профессионалы, они ценят в
музыке прежде всего интеллектуальную
красоту. Наиболее важным для них
является точная передача исполни-
телем музыкального текста. При
прослушивании записи они стремятся
услышать голоса всех инструментов. В
то же время к физической красоте зву-
чания они относятся спокойно, поэтому
довольствуются аудиоаппаратурой не
очень высокого класса.
Вторую, самую многочисленную
группу составляют так называемые
аудиофилы (в не очень точном пере-
воде — “фанатики звучания”). Они
не всегда готовы в полной мере оцени-
вать интеллектуальное содержание му-
зыки. Их внимание в первую очередь
обращено на физическую красоту
звучания, ее чувственную прелесть,
бесконечное разнообразие тембров.
66
АУДИО МАГАЗИН 3/1995
предыдущая страница 67 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн следующая страница 69 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст