ной деятельности фирмы на россий-
ском рынке, отмечен рост продаж,
определены пути дальнейшего увели-
чения объемов сбыта, представлены
новые разработки фирмы.
Руководство фирмы с оптимизмом
смотрит в будущее, и мы разделяем
его надежды. По прогнозам наших
экспертов, российский рынок аудио-
кассет в ближайшей пятилетке оста-
нется одним из самых динамичных.
Борьба за новый формат видеодисков
продолжается (см. предыдущий номер
„АМ“).
В конце апреля корпорация „Ma-
tsushita Electric Industrial“ объявила
о разработанном ею двухслойном дву-
стороннем цифровом видеодиске, ко-
торый соответствует формату „Super
Density CD“, предложенному фирмой
„Toshiba“. Информационная емкость
диска оценивается в 9 гигабайт.
Итак, ,,SD“-flHCK „Toshiba“ — дву-
сторонний с емкостью одной стороны
до 5 Гб, чего вполне хватит для записи
полнометражного фильма с хорошим
качеством изображения и многока-
нальным звуком. Конкуренты назы-
вают технологическим недостатком
SDCD то, что двусторонний диск по-
лучается склеиванием двух тонких ди-
сков. „Toshiba“ предлагала клеить
диски отражающими слоями (алюми-
ниевого напыления) друг к другу, в
то время как один из двух дисков тол-
щиной 0,6 мм, склеиваемых „Matsu-
shita/Panasonic“, вместо отражающего
слоя имеет слой полупрозрачный, в
результате чего оба информационных
слоя можно считывать с одной стороны
диска. При этом в связи со снижением
интенсивности отраженного света ем-
кость диска несколь-ко меньше (каж-
дая сторона — по 4,5 Гб).
Напоминаем: формат SDCD был вы-
двинут совместно фирмами „Hitachi“,
„M atsushita“,
„MCA“,
„Pioneer“,
„Thomson“, „Time Warner“ и „Toshiba“.
О своей поддержке SDCD заявили так-
же „Mitsubishi“, „Victor Co. Of Japan“,
„Nippon Columbia“, „Zenith“, „Metro-
Goldwyn Mayer“, „Turner Home Enter-
tainment“, „Samsung“.
Буквально через несколько дней по-
сле этого фирма „Philips“ провела в
США демонстрацию диска конкури-
рующего формата „Multimedia CD“ —
одностороннего двухслойного. Инфор-
мационная емкость MCD — 7,4 ги-
габайта, этого достаточно для 4,5 часов
видеозаписи. Диск очень технологичен
и может изготавливаться (без особого
переоборудования производства) на
НОВОСТИ
существующих заводах по выпуску CD
и CD-ROM.
Формат MCD был разработан „Sony“
и „Philips“. О поддержке формата за-
явила фирма „JVC“, крупнейший по-
ставщик систем караоке. MCD нашел
отклик в сердцах производителей ком-
пьютерной периферии, в частности вы-
пускающих дисководы CD-ROM. Мало
того, что „Sony“ и „Philips“ владеют
примерно 60 процентами рынка ди-
сководов CD-ROM, — другие произво-
дители („ТЕАС“, „Ricoh“, „Acer“,
„Wearnes“, „Alps“, „Mitsumi“) тоже
заявили, что будут производить сов-
местимые с MCD дисководы.
Среди производителей бытовой аппа-
ратуры согласны начать производство
аппаратуры для MCD „Aiwa“, „Bang
& Olufsen“, „Grundig“, „Magnavox“,
„Marantz“.
Пока ясно одно: в одновременном
появлении на рынке двух форматов
цифровых видеодисков продавцы ап-
паратуры заинтересованы мало. Тем не
менее производители отступать не хо-
тят. 1996 год должен показать, дала
ли борьба результаты — и какие.
Аудиофилам в общем-то все равно, ка-
кой из двух форматов выиграет, —
лишь бы повышенная емкость носи-
теля (и, соответственно, увеличение
разрядности, частоты дискретизации
и т. п.) устранила наконец недостатки
звучания так широко разрекламиро-
ванного 12 лет назад компакт-диска.
•к-к‘к
Цифровые многоканальные
системы — лакомый кусочек для
специалистов по цифровой
обработке сигналов
Цифровые методы применялись в
бытовой технике для обработки ана-
логовых сигналов и раньше. То есть
аналоговые сигналы преобразовывали
в цифровые, а уж потом обрабатывали.
Дополнительное аналогово-цифровое
преобразование звук, естественно, не
улучшает, и большого успеха такая об-
работка сигналов не имела. В случае
цифровых носителей (компакт-диска,
например) вопрос введения дополни-
тельной цифровой обработки решается
проще. Но остается проблема: необхо-
дим процессор с очень высокой произ-
водительностью. Успехи микроэлек-
троники (повышение производитель-
ности и уменьшение стоимости) откры-
ли фронт работ для фирм,специализи-
рующихся на цифровой обработке
звука.
Приемник многоканальной цифро-
вой системы передачи имеет процессор
для восстановления сжатых сигналов.
Он же может совершать и дополни-
тельную обработку, например вырав-
нивание АЧХ системы по звуковому
давлению. Аппаратная часть при этом
остается прежней, изменяется только
программное обеспечение. Комитет
„ТНХ“ объявил о продаже програм-
много продукта, осуществляющего
цифровую обработку сигналов для бы-
тового декодера „Ноте ТНХ“ с кана-
лами „пять плюс один“. Программы
написаны для обработки процессором
„Motorola DSP56000“ сигналов „Dolby
АС-3“. К осени ожидается появление
бытовых „Ноте ТНХ“-декодеров „пять
плюс
один“.
Среди
них декодер
„MSP3“ фирмы „McIntosh“. Эта ап-
паратура сделана по рецепту „ТНХ“,
но обещает порадовать, кроме тра-
диционных уже приправ к „Dolby Pro
Logic“, и новинками: расширен до
20 кГц диапазон тембрального согла-
сования каналов; введена система
управления низкочастотными сигнала-
ми „Bass Management“ с активными
фильтрами во всех пяти каналах; в ка-
нале инфранизкочастотного сигнала
(сабвуфера) предусмотрен ограничи-
тель пикового уровня. А на десерт —
Position Time Alignment („выравни-
вание времени прихода звуковой вол-
ны“), что позволяет электронным обра-
зом корректировать несимметричную
расстановку АС или компенсировать
асимметрию самого помещения.
Пресса формирует общественное
мнение, готовит рынок для новой ап-
паратуры. В описаниях многоканаль-
ных цифровых систем звукопередачи
преобладают восторженные интона-
ции. Все нормально, таков закон жан-
ра. А если без рекламного пафоса, спо-
койно рассмотреть ситуацию, то уви-
дим простую вещь. В двухканальной
аналоговой матричной системе („Dolby
Pro Logic“) в сжатом виде передается
информация
о
пространственной
структуре стереопанорамы. В много-
канальной цифровой системе („Dolby
АС-3“ и других) сжимается сигнал в
каждом из каналов. Реальных пре-
имуществ ни одна из систем не имеет.
Но вот использование цифровых ме-
тодов за пределами стандартизованной
системы передачи позволяет получить,
вообще говоря, новое качество. Ана-
логовыми средствами реализовать
функции вроде Position Time Align-
ment невозможно. В этом смысле циф-
ровые методы обработки сигналов
имеют неоспоримые преимущества.
© С.
М ихайлов
АУДИО МАГАЗИН 3/1995
57
предыдущая страница 58 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн следующая страница 60 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст