Л А М П А
Ш
Золотой век ламповой техники,
увы, проходит. Ее вытесняет ком-
пактная и легкая полупроводнико-
вая техника. В очередной раз о лам-
пах вспомнили во время Чернобыль-
ской катастрофы — тогда советский
робот-бульдозер работал как ни в чем
не бывало под стенами взорванного
блока, а красивый современный
„Kamatsu“ замер после получаса ма-
неврирования. Все дело было в на-
чинке: у нашего она состояла в ос-
новном из реле и ламп, а японцы
применяли полупроводники, кото-
рые боятся радиации.
Этот трагический пример ясно дал
понять, что лампы еще рано вычер-
кивать из жизни. Оставаясь анахро-
низмом в большинстве сфер деятель-
ности человека, они тем не менее
прочно занимают свою нишу в зву-
котехнике — от усилителей, мощ-
ных и предварительных, буферных
каскадов в конверторах CD до кон-
денсаторных микрофонов. И если ос-
тались еще у нас „самопальщики“,
строящие свой hi-end на дому, то в
большинстве своем это адепты лам-
пового звука.
После 1990 года в звуковом мире
начался ламповый ренессанс, и слу-
чилось это во многом благодаря по-
ставкам электровакуумных при-
боров из России, осуществляемых
фирмой „Sovtek“. Предыстория
такова.
Идея экспортировать лампы для
гитарных усилителей пришла в го-
лову предприимчивому американцу
Майку Мэтьюзу (Mike Matthews) не
случайно. Еще в 1968 году после
первого фестиваля в Вудстоке под
впечатлением от игры Джими Хенд-
рикса он занялся „изобретением“ но-
вых звуков для рокеров и производ-
ством „примочек“ для их гитар. Его
фирма „Elektro Harm onix“ (1968-
1982) и теперь почитаема в среде
рок-музыкантов. А „первый рокер
всея Руси“ А. Градский на выставке
„Быт и мода“ в 1979 году, где впер-
вые объявилась „Elektro Harmonix“,
опять же первым приобрел ее при-
ставку „Big Muff“. Судьба свела Май-
ка с Ириной Битюковой, с которой
он принялся налаживать будущее
дело. В то время они здорово помы-
тарились, доказывая московским
чиновникам, что этим стоит зани-
маться. Кремлевских начальников
интересовали взятки, и потому де-
ло шло очень туго. Наконец благо-
даря перестройке в конце 80-х была
организована фирма „Sovtek“, и
Ирина стала ее генеральным дирек-
тором. Думается, крупнейшие за-
падные дистрибьюторы — „Richard-
son“, „RAM“, „Gold Aero“, „Grove
Tube“ — были не прочь оказаться в
России, но Майк опередил всех. Тер-
пение плюс немножко удачи помог-
ли объединить основных производи-
телей ламп в Новосибирске, Перми,
Калуге, Саратове и Петербурге.
В 1991 году начались первые круп-
ные поставки звуковых ламп для аме-
риканских производителей звуко-
техники. Они довольно благосклон-
но отнеслись к звучанию наших
6ПЗС-Е и 6Н23П-ЕВ'.
Попутно по их предложениям
вносились конструктивные доработ-
ки, убирались недостатки. Прошло
два года, прежде чем эти лампы бы-
ли признаны китами аудиоиндуст-
рии — Дэвидом Манли („M anley
Labs“ и
3KC-“V T L “ ),
Билом Джон-
соном („Audio Research“); фирмами
„Melos“, „C onvergent“ (С. А. Т.),
„Conrad-Johnson“, „Quick Silver“.
Это только в hi-fi- и hi-end-технике.
Для гитарных усилителей при-
шлось самостоятельно осваивать по-
пулярные в мире мощные пентоды
и тетроды 6550, 6СА7, КТ88 и EL34,
1
В Ш татах по военной спецификации —
„МИ. spec."
они называются, соответ-
ственно. 5881 и 6922.
в России совершенно неизвестные,
за исключением последней лампы2.
Нашлись специалисты со знанием
технологии и опытом производства
ламп, способные сделать их не ху-
же оригинальных „W estern Elec-
tric “, „Sylvania“, ,,GE“, „Philips“.
Лампы не тупо копировались, но по-
двергались творческой доработке. К
примеру, 6L6WGC/5881 теперь на
аноде выдерживает до 600 вольт, че-
го ни китайские аналоги, ни остав-
шиеся американские не могут себе
позволить.
И. Битюкова: „Мы ревниво следи-
ли за качеством ламп. Ведь все заво-
ды имеют несколько различные тех-
нологии и оборудование, поэтому ха-
рактеристики ламп также отлича-
ются друг от друга. Наша задача —
не допустить претензий от покупа-
телей и одновременно удовлетворить
их требования и пожелания. Когда
мы работали с 6550, выход годных
был 65%, а после того, как мы вре-
менно прекратили заниматься ими,
он достиг 85%. Произошло это из-
за снижения требований при кон-
троле, и те, что шли в брак, стали
уходить к покупателям. Конечно,
знак „Sovtek“ на эти лампы не ста-
вился, но имя российских произво-
дителей может оказаться скомпро-
метированным, а мы им дорожим.
Когда мы снова приступим к 6550,
требования станут жестче и соот-
ветственно повысится качество“.
П охожая
история
произош ла с
Р. Моджейски, владельцем компа-
нии „RAM Labs“. Он был вынужден
отказаться от применения китай-
ских ламп 6922 в своих усилителях
(„Music Reference“ RM5 и RM9) и
заменить их российскими.
2
„Тридцатьчетверка" ( не танк, лампа!)
была разработана в начале семидесятых
под названием „6П 27С". Было выпуще-
но несколько тысяч, но потом дело поче-
му-то остановилось.
АУДИО МАГАЗИН 3/1995
51
предыдущая страница 52 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн следующая страница 54 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст