ДОМАШНИМ
КИНОТЕАТР
5.1-канальная цифровая фонограмма
a) DSD
8-канальная цифровая фонограмма
б) DTS
временной синхронизирующий код
в) SDDS
центральным, который „привя-
зывает“ речь героев к экранному их
изображению и стабилизирует центр
стереопанорамы ;
правый и левый тыловые ка-
налы для передачи звуковых эффек-
тов в тыловой части стереопанорамы;
ннфранизкочастотный канал,
полезный при озвучивании землетря-
сений, взрывов и т. п.
При использовании „Dolby Stereo
Digital" цифровая фонограмма запи-
сывается рядом с перфорационными
отверстиями. Для сокращения коли-
чества записываемых цифровых дан-
ных используется система сжатия и
сокращения „AC-3“.
В силу прежде всего высокой сто-
имости аппаратуры воспроизведения
система „Dolby Stereo Digital“ менее
распространена, чем ее основной кон-
курент „Digital T heatre Systems“
(DTS). DTS имеет столько же доро-
жек
5+1, но записаны они принци-
пиально иначе. На кинопленке запи-
сывается только синхронизирующий
код, которому не нужно много места.
Этот код позволяет синхронно запу-
скать компьютерный дисковод CD-
ROM, на котором и записана цифро-
вая многоканальная фонограмма. Тем
не менее для экономии места па CD-
ROM применяется алгоритм сокраще-
ния данных, разработанных севе-
роирландской фирмой „Algo Rhythmic
Technology“
и названный „Zeta“
(„зита").
Постепенно распространяется и си-
стема „Sony Dynamic Digital Sound“
(SDDS), имеющая целых восемь ка-
налов
пять заэкранных, два тыло-
вых и ннфранизкочастотный. Ци-
фровые фонограммы по SDDS запи-
сываются рядом с перфорационными
отверстиями по обе стороны кино-
ленты. Для сокращения объема запи-
санных данных применяется алгоритм
ATRAC, используемый в бытовом фор-
мате „MiniDisc“, но реализованный в
г і рофесс иоиал
ы t
ом кодере.
Примерная величина потока дан-
ных в различных схемах сжатия
со-
кращения приведена в таблице.
Квинтафония в быту
Аудиопромышленность мира го-
това удовлетворить потребность в мно-
гоканальном оборудовании для домаш-
него кинотеатра. Платформа для си-
стемы „5.1 “ уже подготовлена матрич-
ными системами типа „Dolby Pro Lo-
gic“. Непросто было убедить обыва-
теля (который всегда мечтал, чтобы
акустические системы были величиной
с кулачок, как „Bose“, а звучали так
же, как „Wilson Audio“) загромоздить
комнату шестью акустическими систе-
мами (включая „сабвуфер“
канал
иифранизких частот). Хотя „Dolby
Pro Logic" для тыловых каналов деко-
дирует моносигнал, тыловых АС в
комплекте все же две. Так что для пе-
рехода на 5+1 каналов не надо менять
акустические системы! Не претерпит
больших изменений и усилительная
часть. Понадобится новый декодер
(цифровой)
это не испугает при
приемлемой цене.
Потребителя всегда настораживает
появление новых носителей. К счастью,
без особых споров был выбран уже су-
ществующий бытовой носитель, луч-
ший на сегодняшний день по качеству
изображения,
лазерный видеодиск.
Споры идут о том, что и куда записы-
вать на этот самый диск.
Дело в том, что, помимо „Dolby“,
активно желает участвовать в домаш-
нем кинотеатре и DTS („Sony“ пока
хранит молчание относительно подоб-
ных планов), аргументируя прево-
сходное качество и звуковую „прозрач-
ность“ своей системы сжатия данных
„Zeta“. Споры разгорелись нешуточ-
ные
появление цифрового домаш-
него кинотеатра ожидается очень ско-
ро, а твердой договоренности с про-
изводителями лазерных видеодисков
так и нет. Кстати, одну схватку DTS
уже проиграла (правда, не успев в нее
вступить). Еще в 1987 году началась
стандартизация американской системы
телевидения высокой четкости (ТВВЧ,
или HDTV), в которой планировался
стереозвук, сначала двухканальный, а
с 90-х годов
многоканальный. Для
того чтобы вместить аудиосигнал в тре-
буемую полосу частот, и была раз-
работана система сокращения „AC-3“.
Предполагается, что Олимпийские
игры 1996 года будут транслироваться
на Северную Америку по ТВВЧ с 5.1-
канальным звуком и „AC-3“, а пока
„AC-3“ с успехом используется в кино.
Итак, куда же можно записать
цифровые фонограммы DTS или
DSD? На видеодисках NTSC есть
всего кБ/с
на 1 канал кБ/с
16-битовая линейная система
(без сжатия ) —
CD
1400
706
ATRAC (MiniDisc)
142
71
PASC (DCC)
192
96
Zeta (DTS)
1400
240
AC-3 (DSD)
384
в зависимости
от х-ра сигнала
NICAM
(цифровое телевещание)
728
364
MUSICAM/MPEC (Европа.
цифровое радиовещание)
728
128 или 256
36
АУДИО МАГАЗИН 3/1995
предыдущая страница 37 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн следующая страница 39 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст