д о м а ш н и й
к и н о т е а т р
в 1979 году. Разумеется, запись звука
была аналоговой. Большое количество
независимых каналов создало опреде-
ленные трудности. Ни на 70-, ни тем
более на 35-миллиметровую фильмо-
копию нельзя записать шесть дорожек
фотографической фонограммы. При-
шлось перейти на магнитные дорожки,
наносимые методом полива на 70-
миллиметровые копни. Впервые шесть
аналоговых дорожек звука были за-
писаны на 70-миллиметровых копиях
знаменитого фильма Фрэнсиса Коппо-
лы „Apocalypse Now“.
Магнитные дорожки, увы, недол-
говечны, и к тому же головки в аппара-
туре воспроизведения быстро изн-
ашиваются. Фильмокопия с много-
канальной магнитной фонограммой
была чрезвычайно дорогой и нетехно-
логичной. 70-миллиметровых фильмо-
копий по-прежнему было крайне мало.
Основную роль в прокате взяла па
себя 35-миллиметровая копия с фото-
графической фонограммой. Но опти-
ческим методом можно записать толь-
ко один или два сигнала. И качество
фотофоно грам м ы оставляло желать
лучшего.
Нужно было комплексное лечение.
Процедуры, предложенные „Dolby
Labs“, поставили фотофонограмму на
ноги. Непосредственная запись фоно-
граммы на позитив и многополосная
система шумопонижения „Dolby А“
позволили радикально уменьшить шу-
мы и искажения. Матричная стереофо-
ническая система „Dolby Stereo“ дала
возможность по двум каналам передать
сигналы для четырех громкоговорите-
лей. В 1975 году началась эра 35-
миллиметровой фильмокопии с фото-
графической фонограммой „Dolby Ste-
reo“. Домоседы снова пошли в кино.
Кинематограф вернул утраченные
на рынке позиции. Домашнее TV с мо-
нозвуком по уровню эмоционального
воздействия не могло конкурировать
с широкоэкранным стереофоническим
кинематографом, но и не смирилось с
поражением. В начале 80-х система
„Dolby Surround" и сменившая ее
„Dolby Pro Logic“ принесли много-
канальное „окружающее“ звучание в
дома любителей хорошего кинозвука.
Старания „Dolby Labs" создали не-
плохую основу для перехода на новый
уровень качества. „Домашний киноте-
атр" стал наиболее быстро развиваю-
щейся областью рынка бытовой элек-
троники. Практически все фильмы с
„Dolby Stereo" (а таких около 10 000)
появились в видеоверсиях. Интерес к
кинематографу опять стал слабеть.
Что было делать?
Система с независимыми каналами
передачи сложнее и дороже, но все-
таки лучше. Аналоговые многоканаль-
ные системы разделили участь мамон-
тов и, видимо, в ближайшем будущем
не воскреснут. Им па смену пришли
цифровые системы звукопередачи.
Специфика „цифрового“ звука позво-
ляет разделить сигнал на кадры (бло-
ки) и использовать для записи этих
блоков любой свободный участок но-
сителя. Только скорость потока ин-
формации при линейной импульсно-
кодовой модуляции была чрезвычайно
велика. Использование всей свободной
площади киноленты не позволяет вмес-
тить пять или шесть полномерных ка-
налов по 16 бит
44,1 кГц каждый.
Работы над сжатием данных вы-
лились в фундаментальное исследо-
вание слуха. Были найдены способы
(алгоритмы) выбрасывания из запи-
сываемой информации тех звуков, ко-
торые вроде бы не слышны, а значит,
не нужны.
Эго позволило уменьшить цифро-
вой ноток так, что он поместился меж-
ду кадрами или перфорационными от-
верстиями 35-миллиметровой фильмо-
копии.
В авангарде развития многоканаль-
ного звука опять встала киноиндуст-
рия. Если многоканальный звук в бы-
товом TV только что вышел из пеле-
нок, то первый цифровой „5.1 “-фор-
мат
„Dolby S tereo D igital“ (DSD)
пришел в кинозалы еще летом 1992
года.
Звук вокруг киноэкранов мира
Ныне сосуществуют и борются
между собой уже три кинотеатраль-
ные системы с цифровыми фонограм-
мами. Расклад каналов в них тради-
ционный для кинематографа:
правый и левый каналы, пере-
дающие фронтальную часть стерео-
ланорамы;
АУДИО МАГАЗИН 3/1995
3 5
предыдущая страница 36 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн следующая страница 38 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст