ДОМАШНИЙ
КИНОТЕАТР
КВИНТАФОНИЯ
во«*г
ТЕЛЕЭКРАНА
Какой из многоканальных форматов
звука попадет в ТВ и видео будущего?
Домашнее видео с нетерпением ожидает звука, который окружил бы зрителя со всех сторон. Как бы ни были
хороши матричные системы получения из двух кодированных каналов (правого и левого) еще двух (центрально-
го и тылового канала эффектов), кинотеатры уже давно предлагают нечто лучшее.
Многоканальный звук —
прошлое, настоящее и будущее
Греческое слово „стереос“ означа-
ет, как ни странно, не двухканальный,
а „твердый, прочный, крепкий“. Когда
американская фирма „Белл“ начала в
30-е годы опыты со стереозвуком, то
использовались три совершенно раз-
дельных канала. Широкая публика
впервые услышала стереозвук в начале
30-х годов в кино, где применялись
четыре раздельных канала, а иногда
и семь! В кино большое количество ка-
налов необходимо для получения
нормального звука в большом зритель-
ном зале. Даже монофонический сиг-
нал воспроизводится в зале системой
громкоговорителей: от двух до семи
каналов располагалось за экраном и
дюжина - на стенах зала. Под гото-
вую систему звуковоспроизведения и
была разработана система звукопере-
дачн. На киноленте магнитным спо-
собом записывали фонограмму: четыре
канала на 35-миллиметровой или до
семи каналов на 70-миллиметровой.
Прошло всего лишь несколько лет,
и стереозвук появился и в бытовой
аппаратуре
но только на двух кана-
лах. Причина двухканальности была
предельно проста. В то время единст-
венным удобным для дома носителем
записи была грампластинка, а на нее
можно записать только два канала.
Бытовая аудиоаппаратура стала нолем
битвы за совершенствование двухка-
нального стерео.
Кстати, любители музыки скорее
выиграли от уменьшения числа кана-
лов1. Вообще искушенный слушатель
знает, что хорошие монозаписи обла-
дают потрясающей естественностью н
непосредственным эмоциональным
воздействием. Слушая после них сте-
реозаписи, начинаешь понимать, что
вместе с появившимся ощущением
звукового пространства исчезает „те-
лесность“ образов музыкальных ин-
струментов, они приобретают бес-
плотный, призрачный характер.
Многоканальная стереосистема в
кино раскрыла широкие возможности
перед творческими работниками. Игра
со звуковыми эффектами позволяет
втянуть зрителя в происходящее на
экране или, наоборот, обозначить ди-
станцию. Для создания впечатления
полного присутствия был изготовлен
даже привод к полу, который позволил
имитировать землетрясение.
Успехи кинематографического зву-
ка несколько притупили бдительность
разработчиков. Однако кинематограф
существовал не в вакууме
появи-
лось телевидение. Ящик с линзой едва
ли мог составить конкуренцию кине-
'
Нот, к приме/зу, одна из причин. Монофоно-
граммы обычно записывает самим простым
путем: непосредственно с микрофона на записы-
вающее устройство. 11 стереозаписи трудно
обойтись без дополнительной операции - сне-
матографу. Но число каналов вещания
увеличивалось, расширялись зоны ве-
щания, на смену черно-белому пришло
цветное телевидение. Решающий удар
нанесли бытовые видеомагнитофоны:
просто и удобно, к тому же большой
выбор программ с доставкой домой.
Кинозал ы опустел и.
..
Па борьбу за зрителя кинемато-
граф бросил все силы. Изображение
еще остается плоским, но повышаются
его яркость и четкость, увеличивается
точность цветопередачи, расширяется
экран.
Только старик Хоттабыч примет
изображение на экране за настоящий
паровоз. Со звуком ситуация другая.
Хорошие усилители и громкоговорите-
ли в зале, специально подготовленном
для звуковоспроизведения, плюс же-
лание сделать звук лучше позволили
добиться потрясающих результатов.
Получить звук такого качества дома
было практически невозможно. Что же
создает звук в кинозале? Многока-
нальная система. Каналов в ней вроде
бы шесть, но, так как последний из
них передает только низкие частоты,
принято обозначать их как „5.1“
(„пять один“). Подход „5.1“ впервые
применила, конечно, „Dolby“
еще
дения многоканального оригинала в двух- (или
пяти )
к а н а л ь н ы й .
Даже самый совершенный
магнитофон или пульт вносит искажения, и
нем больше промежуточных
ко п и й ,
тем больше
искажений.
34
АУДИО МАГАЗИН 3/1995
предыдущая страница 35 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн следующая страница 37 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст