РЕТРО
качество звукопередачи (например,
частотный диапазон расширяется
до 16 кГц, отношение сигнал/шум
увеличивается до 75 дБ);
2.
распределение стереоканалов
звука отличается от “классической”
широкоформатной системы: за эк-
раном оставлено 3 канала, громко-
говорители зала подключены не к
одному, а к двум каналам (левый и
правый каналы зала), еше один ка-
нал воспроизводит сверхнизкоча-
стотный (СНЧ) звук (примерно до
частоты 20-30 Гц).
Система “Долби стерео 3 5 ”
предназначена для фильмов на
35-миллиметровой кинопленке
и рассчитана на применение 2-
дорожечной стереоф ониче-
ской фотографической ф оно-
граммы, причем эта 2-доро-
жечная фонограмма передает
4 канала звука.
Для этого на
входе системы (при записи) осу-
ществляется кодирование четырех
каналов в два, а на выходе (при
воспроизведении) — декодирова-
ние двух сигналов снова в четыре
канала (3 заэкранных и 1 канал за-
ла). Делается это с помощью спе-
циальных — так называемых мат-
ричных — схем, подобных тем,
которые использовались в квад-
рофонических системах звуко-
передачи с частотным диапазоном
до 12,5 кГц и динамическим — до
65 дБ (они были популярны в
60-70-е годы).
В мире уже более чем 25 ты-
сяч кинотеатров оснащены зву-
ковой аппаратурой по системе
“Долби”.
К 1985 году были разработаны
аналогичные системам "Долби”
отечественные звукопередаюшие
кинематографические системы
“Суперфон-70" и “Суперфон-35”.
Ими были оборудованы отдельные
кинозалы в Москве и Ленинграде.
Теперь производство такой аппара-
туры у нас прекращено.
Совершенствовались и сами спо-
собы записи: так, ф отограф и -
ческая фонограмма при записи
лазерным лучом позволяет пере-
дать звук в диапазоне до 14-16 кГц.
Следующий
шаг
в
соверш ен-
ствовании звукозаписи в кине-
матографии — это использование
в кинофильме цифровой фоно-
граммы. Известно несколько ва-
риантов применения цифровых
фонограмм в кино: 1) использо-
вание фонограммы фильма, за-
писанной на цифровых компакт-
дисках и синхронно воспроизводи-
мой с помощью отдельного воспро-
изводящего аппарата; 2) цифровая
фотографическая фонограмма, за-
писываемая на фильмокопии наря-
ду с обычной аналоговой фонограм-
мой (это нужно для соблюдения
принципа совместимости, т. е. для
того, чтобы можно было показывать
такую фильмокопию и в кинотеат-
ре, оснашенном только обычной
аналоговой аппаратурой звуковос-
произведения). Такие фонограммы
записываются и воспроизводятся с
помощью, например, аппаратуры
по системе "Dolby Stereo Digital"
или по системе “SDDS” (“Sony Dy-
namic Digital Sound”) и обеспечи-
вают передачу частотного диапазо-
на в пределах 20 Гц — 20 кГц;
динамический диапазон превыша-
ет 90 дБ, коэффициент нелиней-
ных искажений составляет малые
доли процента при 8 каналах
звукозаписи.
Таким образом, в современных
кинотеатрах с цифровой аппара-
турой звуковоспроизведения зри-
тель наконец-то может насладиться
высококачественным многоканаль-
ным звучанием.
©
К. Ершов
АУДИО МАГАЗИН 3/1995
33
предыдущая страница 34 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн следующая страница 36 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст