ограниченного ее применения в
системе “Surround" Уолта
Диснея
в США в 1940 году.
В 50-е годы в быту широко рас-
пространилось телевидение, и это
заставило специалистов усиленно
работать над новыми техническими
проектами в кино. Что мог проти-
вопоставить телевидению кинема-
тограф? Во-первых, цвет — ведь
телевидение на первых порах было
черно-белым. Во-вторых, огромные
по сравнению с экранами тогдаш-
них ТВ-приемников размеры кино-
экрана. Это давало “эффект при-
сутствия” (а в некоторых системах
и “эффект участия"), в частности
благодаря тому, что в просмотре
большого киноизображения задей-
ствовано периферийное зрение.
В-третьих, когда кинофильм смот-
рит одновременно множество зри-
телей, может возникнуть так назы-
ваемый “эффект сопереживания”.
Этим объясняется тот факт, что
практически одновременно
появилось несколько различ-
ных систем “большеэкранного”
кино, потребовших и стерео-
фонического звучания в зале
кинотеатра.
Назовем главные из
ЭТИХ СИСТеМ:
—' панорамное кино (на Запа-
де — “синерама”), где использовал-
ся кинопоказ с трех 35-миллимет-
ровых кинолент при воспроизведе-
нии стереозвука с 6-канальной маг-
нитной фонограммы, записанной
на отдельной 35-миллиметровой пер-
форированной магнитной ленте;
— широкоэкранное кино (на За-
паде — “синемаскоп”), где при ки-
носъемке и кинопроекции исполь-
зовался принцип анаморфирова-
ния изображения, позволивший в
сравнительно небольшой кадр на
обычной 35-миллиметровой плен-
ке “вместить" изображение, кото-
рое примерно в два раза шире. Сте-
реозвук записывался на 4 магнит-
ные дорожки, политые на кино-
пленку по обе стороны от кадра
изображения: от трех дорожек звук
подавался на заэкранные громко-
говорители и от одной — на гром-
коговорители, размешенные на зад-
ней и боковых стенах зала киноте-
атра (так называемый канал звуко-
вых эффектов);
— кругорамное кино (на Запа-
де — “циркорама”), где изобра-
жение проецировалось несколь-
кими (числом до 11-ти) проекто-
рами на экран, полностью окружа-
ющий зрителя (360°), а стереозвук
воспроизводился с 9-канальной
магнитной фонограммы, записан-
ной на отдельной 35-миллиметро-
вой перфорированной магнитной
ленте;
— широкоформатное кино, где
используется более
широкая 70-милли-
метровая кинопленка
с политыми магнитны-
ми
дорож ками,
на
которые записывают-
ся 6 каналов стерео-
звука: 5 заэкранных
каналов и 1 канал зала
(канал эффектов).
П оявились такж е
различные системы с
горизонтальным рас-
положением кадра на
кинопленке, как 35-,
так и 70-миллиметро-
вой, что при тех же
размерах кинопленок
по ширине позволяло
получать гораздо боль-
шую плошадь кадра
изображения, а это, в
свою очередь, улуч-
шало качество кино-
показа и давало воз-
можность осущ ест-
влять кинопоказ на
сверхбольш их
эк-
ранах, вплоть до полу-
сф еры
(системы
“1тах”, “О т т т а х ” и др.).
Использование разнообразных
систем стереофонии в кино помог-
ло накопить большой опыт, разра-
ботать более качественную звуко-
вую аппаратуру и оснастить ею ки-
ностудии и кинотеатры, благодаря
чему, скажем, частотный диапазон
звукопередачи расширился до 10-
15 кГц, отношение сигнал/шум уве-
личилось до 50-55 дБ.
В Великобритании, Венгрии,
СССР было предложено также не-
сколько систем двухканальной сте-
реофонической фотографической
фонограммы, но они не нашли тог-
да широкого применения.
Непрерывное возрастание тре-
бований к качеству звукопередачи,
прогресс в области магнитной и
фотографической звукозаписи,
электронной схемотехники, электро-
акустики имели своим результатом
то, что
в 1975 году были раз-
работаны новые системы зву-
копередачи в кино: “Долби сте-
рео 7 0 ” и “Долби стерео 3 5 ”.
Система “Долби стерео 70” при-
меняется в 70-миллиметровом ши-
рокоформатном кино и имеет сле-
дующие особенности:
1.
при записи и воспроизведении
используется компандерная (т. е.
ком п рессо р н о -экс панде рная)
система шумоподавления, разра-
ботанная под руководством Р. Дол-
би*; она существенно повышает
*
Заслуга создателя фирмы “Долби"
в том, что он смог существенно
усовершенствовать электронную
схему компрессора и экспандера,
что позволило применить эти из-
вестные задолго до него устройства
в высококачественных системах
звукопередачи.
АУДИО МАГАЗИН 3/1995
31
предыдущая страница 32 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн следующая страница 34 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст