ЗВУК
в
ИСТОРИИ
кино
к 100-летию
кинематографа
Официально признан-
ный лень рождения кино -
28 декабря. По предложе-
нию ЮНЕСКО весь мир.
в том числе и наша стра-
на, будет в течение 1995
года отмечать важный для
человечества юбилей: ки-
нематографу исполняется
100 лет. Ведь что бы ни
говорили о кризисе кино,
о том, что посещаемость
кинотеатров резко упала
в последние годы, все же
показ кинофильмов со-
ставляет примерно поло-
вину времени телевизион-
ною вещания, а подавля-
ющее большинство видео-
кассет, продаваемых или
прокатных, содержит имен-
но записи кинофильмов.
Начало эпохе кино положили в
1895 году братья Луи и Опост Лю-
мьеры, подготовившие и показав-
шие публике Транд-кафе" на буль-
варе Капуцинов в Париже целую
программу из 10 фильмов. Изо-
бретение Люмьеров — оно и полу-
чило название “кинематограф" —
очень быстро распространилось по
всему миру: первый кинопоказ в
России состоялся уже в мае 1896
года. Это было в Санкт-Петербурге.
Все знаю т,
что поначалу
кинофильмы
были
“немы -
ми”: долгое время их “озву-
чивали” таперы — пианисты,
“под экран” игравшие прямо
в зрительном зал е.
Самые
феш енебельны е кинотеатры
использовали для этого це-
лые оркестры.
Несмотря на неоднократные и
разнообразные попытки приспо-
собить для озвучивания кинофиль-
мов фонографТ. А. Эдисона, грам-
пластинку Берлинера (были также
и другие идеи),
к концу 20-х го-
дов стало ясно, что наилучшим
способом соединения звука с
изображением является запись
звука на ту же кинопленку, где
находятся кадры изображения,
и тем же методом — экспонирова-
нием светочувствительной кино-
пленки. (К этому времени поя-
вились также усилители на лампах,
громкоговорители, микрофоны.) В
нашей стране это сделали в 1928
году две группы специалистов, раз-
работавшие различные звуковые
светомодулируюшие устройства: в
Москве — под руководством П. Г.
Тагера. в Ленинграде — под руко-
водством А. Ф. Шорина. В кино-
проекторе такая фотографическая
запись (фонограмма) воспроизво-
дилась также с помощью просве-
чивающ его светового пучка и
фотоэлемента, а затем звук уси-
ливался электронными лампами и
излучался громкоговорителями в
зрительный зал.
Первый в нашей стране зву-
ковой кинотеатр был открыт в
Ленинграде в октябре 1929 го-
да,
и после этого число звуковых
кинотеатров стало быстро увеличи-
ваться. Конечно, качество звука,
воспроизводимого в кинотеатрах с
фотографических фонограмм ки-
нофильмов, было, по сегодняшним
меркам, очень низким: частотный
диапазон не превышал 6-8 кГц, от-
ношение сигнал/шум — примерно
35-40 дБ. коэффициент нелиней-
ных
искаж ений
порядка
нескольких процентов, да к тому
же при монофоническом звучании.
Попытки внедрить стереофонию
через использование стереофони-
ческой
ф онограм м ы ,
п ред-
принятые в мире (у нас в стране это
были опыты Б. Н. Коноплева и М.
3. Высоцкого в Москве в 1936-
1937 годах), практически не дали
результатов, если не считать весьма
АУДИО МАГАЗИН 3/1995
предыдущая страница 31 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн следующая страница 33 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст