ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
І
1
1
м
11111
1
ї ї !
1
1
К. К. Ну, а как же эти искажения
проявляются на слух? Честно при-
знаюсь, магнитофонных полпроцен-
та я не чувствую.
С.
Луша.
Полпроцента в день или
в месяц? И вообще, коллеги, давайте
скорее, уж очень хочется послушать.
Особенно вон ту, американскую, по-
ка из нее будку не сделали.
М. А. Четные гармоники (а их уро-
вень, особенно второй, бывает высо-
ким) заметны слабо. Нечетные (тре-
тья, пятая) заметны больше. Но осо-
бенно портят звук субгармоники,
комбинационные составляющие, па-
разитное излучение головок, ящ и-
ков, фазоинверторов и цр. Появляет-
ся ощущение фальши, грязи. Такой
звук утомляет, раздражает слуша-
теля, детали маскируются, пропада-
ют, переставляются акценты. Ины-
ми словами, уходит hi-fi.
С.
Луша.
А если после визита То-
бика исчез кусочек из миски, это
искажения, маскирование или пере-
становка акцентов?
М. А. Это больше похоже на пере-
ходные искажения — следствие ре-
акции АС на импульсный сигнал.
С.
Луша.
Знала бы — не лишилась
бы кусочка.
К. К. Измеряют параметры АС
обычно на синусоидальном сигнале.
А слушать звучание синус-генера-
тора — развлечение для избранных.
М. А. Но большинство же реаль-
ных музыкальных сигналов являют-
ся нестационарными. Неудачные пе-
реходные характеристики проявля-
ются в исчезновении мелких дета-
лей, нюансов, звуков второго плана.
Возможное проявление плохих пере-
ходных характеристик на низких
частотах — „рассыпание“ источни-
ков с активной атакой звука. Поми-
мо того, что исказится до неузнава-
емости звуковая картинка, могут по-
явиться гулкие призвуки, посторон-
ние шумы и пр.
К. К. По сути, мы будем слушать
не оригинал, а саму колонку.
М. А. А я музыку хочу слушать,
а не колонку. Так вот, нестационар-
ность реального сигнала (музыки)
может привести к массе дополни-
тельных последствий. Входное со-
противление АС имеет скверное
свойство зависеть от частоты.
Ко-
нечно, на синусоидальном сигнале
ниже омического (активного) сопро-
тивление головок упасть не может.
А вот реальный сигнал вполне мо-
жет, хотя и на короткое время, сде-
лать АС не потребителем, а источ-
ником энергии. Как к этому отнесет-
ся усилитель? Протекание больших
токов на атаках звука тоже огорчает
усилитель и заставляет „зазвучать“
все неоднородности: контакты, пай-
ки, вводы-выводы, да и сами прово-
да. Вот уж есть где разыграться не-
линейностям!
Несколько снизить
искажения подобного рода можно,
если к НЧ- и СЧ/ВЧ-звеньям АС
подводить сигнал от усилителя по
раздельным проводам. По-англий-
ски это называется bi-wiring. Для
этого в громкоговорителе устанавли-
ваются две пары контактов. Но bi-
wiring имеет только „Jarno 707“.
К. К. Наверное, лучше, если один
усилитель питает НЧ-звено, а вто-
рой — СЧ/ВЧ?
М. А. Да, это обычно позволяет
значительно снизить искажения. Со-
единение же одного усилителя раз-
дельными проводами с НЧ- и СЧ/ВЧ-
звеньями вряд ли даст такой замет-
ный эффект.
Луша.
То-то мы с Тобиком лаемся,
когда едим из одной миски! Причем
он — басом. Все, коллеги, я присту-
паю к измерениям. Сеть. Вкл. Сеть.
Вкл. Power!.
. Ай! Ну кто же в при-
сутствии собачек вворачивает гене-
ратор на 30 кГц!
М. А. Мерить так мерить. Еще раз,
К. К., что у нас сегодня в меню?
К. К. Аппаратура разной цены,
размера, мощности. Мы выбирали
акустические системы с таким рас-
четом, чтобы ознакомить читателя
с преимуществами и недостатками
различных направлений „колонко-
строения“.
Итак, „Cerwin-Vega VS-120“. Бо-
лее чем столитровый трехполосный
фазоинвертор, трубы которого рас-
положены на задней стенке корпуса.
Концепция во многом традицион-
ная. Немалые размеры, большая до-
пустимая мощность и высокая чув-
ствительность АС, похоже, предпо-
лагают ее использование в больших
помещениях.
„Jarno 707“ — один из лучших и
наиболее дорогих представителей из-
вестной датской фирмы. М ягких
очертаний, овальный в плане, чрез-
вычайно прочный и хорошо отделан-
ный ящик.
М. А. Заметьте, К. К., что на узкой
передней панели видны только две
СЧ- и одна ВЧ-головка. Низкочас-
тотные головки „лицом к лицу“ сто-
ят внутри, излучая одноименными
поверхностями противофазные сиг-
налы. Так борются с гармониками.
К. К. Излучающее НЧ-отверстие,
как я вижу, тоже сзади. В компа-
JAMO 707
Характеристика направленности в верти-
кальной плоскости
дБ
Характеристика направленности в гори-
зонтальной плоскости
20
100
1000
10000
Частота, Га
Нелинейные искажения. SPL=90 дБ
-----------
___
і
__
j
р ?
і
J
г
---------
Реакция на прямоугольный импульс
26
предыдущая страница 27 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн следующая страница 29 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст