Ы.
« L
a
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
АКУСТИЧЕСКИЕ
СИСТЕМЫ
«Jamo
707»
«Cerwin-Vega
VS-120»
«KEF
Coda
(Предоставлены
фирмами
»Диез»,
«ММА»,
«ПетросиО»|
С авторами вы уже знакомы (см. статью „Кассетные магнитофоны” в „АМ" № 2 (3) 95): Михаил Анто-
нович (М. А.). Константин Константинович (К. К.), собачка Луша (С. Луша).
М. А. Акустические системы („сис-
темы“, „колонки“, „говорители“,
„громкоговорители“) — последнее
звено нелегкого пути сигнала от но-
сителя до уха слушателя. Не секрет,
что именно они оказывают во мно-
гом определяющее воздействие на
качество звучания всего аудиокомп-
лекса.
Так, если неизощренное ухо, как
правило, чувствует разницу между
двумя усилителями (проигрывателя-
ми компакт-дисков, магнитофона-
ми) лишь при существенном разли-
чии в классности аппаратуры, то по-
чувствовать различие в звучании
акустических систем одного класса
(одной ценовой категории)совсем не-
сложно. Наша цель сегодня — пока-
зать, какие факторы влияют на зву-
чание акустической аппаратуры и
как именно проявляется это влия-
ние „на слух“.
Отметим сразу же и тот факт, что,
в отличие от других компонентов
аудиокомплекса, практически не-
возможно добиться совершенства в
пределах одной акустической систе-
мы. И если необходимость иметь два
усилителя (один для симфонической
музыки, другой, например, для рок-
музыки) очень многим может пока-
заться сомнительной, то примени-
тельно к АС она возникает сплошь
и рядом. Донести до читателя мысль
о том, что каждая хорошая АС хоро-
ша лишь в пределах своего сравни-
тельно узкого назначения, — чуть
ли не основная наша задача.
К. К. Слушая вас, коллега, начи-
наешь думать, что все колонки дела-
ются на Востоке.
.. Помните — одна
жена любит, другая жена обед гото-
вит, третья дом убирает.
..
С.
Луша.
Постой, я загибаю паль-
цы.
К. К. Неужели не сделать одну ко-
лонку, но чтобы всех удовлетвори-
ла?
С.
Луша.
Или хотя бы две, чтобы
стерео!
М. А. Сделать трудно, но можно.
А вот стоить эта АС будет столько!.
.
Слишком велика цена бескомпро-
миссности. По крайней мере с деся-
ток параметров АС, определяющих
качество звучания, находятся в диа-
лектическом единстве, и,
„вытяги-
вая“ одни,сохранять другие удается
очень дорогой ценой.
К. К. Какие же это параметры?
М. А. Прежде всего — громкость
звучания, по-научному — уровень
создаваемого звукового давления
(SPL — Sound Pressure Level).
К. К. Ну, это ясно — чем больше
мощность громкоговорителя, тем
громче он и играет.
М. А. Не совсем так. Надо учесть
еще чувствительность — звуковое
давление, развиваемое на расстоя-
нии 1 м от АС при определенной
(обычно 1 Вт) мощности. Чем боль-
ше допустимая мощность и выше
чувствительность, тем громче может
звучать АС. От чувствительности за-
висит очень многое. На этот пара-
метр, столь скромно выглядываю-
щий из-за других цифр в паспорте
АС, я всем советую обратить при-
стальное внимание. К примеру, АС
„Stylos“ фирмы „Martin-Logan“ (уро-
вень чувствительности 88 дБ/Вт/м,
$2750 пара) и „SM155" фирмы „Infi-
nity“ (102 дБ/Вт/м, $1200 пара) бу-
дут звучать одинаково громко при
мощности 320 Вт, подводимой к пер-
вой
колонке,
и
при
мощности
20 Вт — ко второй.
Но не забывайте про искажения.
Головка, установленная в АС, созда-
ет звуковое давление, пропорцио-
нальное площади диффузора и его
колебательной скорости. На средних
и высоких частотах, когда колеба-
тельная скорость достаточно велика,
пиковое (предельное) давление огра-
ничивается в основном выделением
тепла в катушке, то есть мощностью
рассеяния. На нижних частотах для
обеспечения высокого значения пи-
кового давления хорошо бы увели-
чить площадь диффузора или ампли-
туду хода подвижной системы.
К. К. Так где же здесь диалекти-
ческое единство?
С.
Луша
(е х и д н о ).
А вот, к приме-
ру, котлетка лежит в морозилке: и
не портится, и не скушаешь.
..
М. А. Итак, второй важный пара-
метр — частотный диапазон. Его
расширение
в низкочастотную об-
ласть всегда находится в противо-
речии с чувствительностью. Чем тя-
желее диффузор и чем мягче его под-
вес, тем ниже резонансная частота,
но, увы, тем ниже и чувствитель-
АУДИО МАГАЗИН 3/1995
23
предыдущая страница 24 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн следующая страница 26 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст