ВИТРИНА
Аббревиатура 1IDCD появилась од-
новременно в двух странах
С111Л и
Голландии (фирма „Philips“), что ввело
в заблуждение многих обозревателей.
Несмотря на совпадение букв, надо сра-
зу отметить, что американская и гол-
ландская системы цифровой оптической
записи коренным образом отличаются
друг от друга.
Разработанная голландской фирмой
„Philips“ система HDCD (High Den-
sity Compact Disc
„компакт-диск с
высокой плотностью записи“) являет-
ся абсолютно новой и требует своего
технического обеспечения, кардиналь-
но отличающегося от уже существую-
щих. По существу это новый формат
цифровой оптической записи на диск с
гораздо большей информационной ем-
костью, чем у тех, что имеются сейчас.
Однако подробно останавливаться на
этой системе мы не будем, т. к. на дан-
ном этапе развития I1DCD „Philips“ ис-
пользование ее в качестве носителя му-
зыкальной информации не планируется.
Этот формат уже имеет другое назва-
ние
„Multimedia Compact Disc“.
Аббревиатура HDCD американской
фирмы „Pacific Microsonics“ расшиф-
ровывается как High Définition Com-
patible Digital
„совместимая цифро-
вая система с высокой разрешающей
способностью“. Система HDCD „Pacific
Microsonics“ представляет собой новую
технологию записи музыкальной ин-
формации на компакт-диск, обеспечи-
вающую более высокую разрешающую
способность, чем обычная технология.
При этом диск, записанный по техно-
логии HDCD „Pacific Microsonics“,
полностью совместим со всеми моде-
лями обычных проигрывателей. Однако
новый уровень качества звуковоспроиз-
ведения при использовании компакт-
дисков, записанных но технологии
11DCD, достигается только с помощью
проигрывателей, оснащенных декоде-
ром HDCD. Такие проигрыватели уже
имеются в продаже, продаются также
отдельные блоки цифро-аналоговых
преобразователей („конверторы"),
оснащенные декодером HDCD, поэтому
об л адател и обычных проигрывателей
CD с наличием цифрового выхода могут
приобрести отдельно конвертор.
Компакт-дисков, записанных но тех-
нологии HDCD, все еще мало. Однако
радует, что диски с отметкой HDCD
ненамного дороже обычных или стоят
столько же.
К сожалению, разработчикам HDCD
пока трудно убедить звукозаписыва-
ющие компании перейти на запись по
системе IIDCD. Сейчас единственной
реальной фирмой, выпускающей ком-
пакт-диски по технологии HDCD, оста-
ется малоизвестная „Reference Record-
ing“. Из уже записанного материала
можно использовать только аналоговые
мастер-ленты.
Как работает HDCD
Представляя новую технологию за-
писи, компания „Pacific Microsonics“
ссылается на результаты исследований
в области нсихоакустики, которые про-
водились в рамках американских воен-
ных программ. Оказывается, несмотря
на то, что человек слышит чистые сину-
соидальные сигналы частотой лишь до
20 кГц, он способен распознавать сигна-
лы частотой до 80 кГц, которые непре-
менно присутствуют в звуке как обер-
тоны. В „неслышимом“ диапазоне есть
информация, которую человек каким-
то образом
наверное, с помощью „ше-
стого чувства“
распознает и которая
очень важна в музыкальном отношении;
она начинает теряться, когда сигнал об-
рабатывается по нынешнему стандарту
на CD, а именно дискретизируется с
частотой 44,1 кГц, а амплитуда его ко-
дируется 16-разрядным словом (верх-
няя граничная частота 21 кГц, разре-
шающая способность 65 536 уровней).
Но даже если нс принимать во вни-
мание эти исследования, нужно учи-
тывать точку зрения многочисленных
ценителей верного воспроизведения
в их числе есть и известные музыкан-
ты,
утверждающих, что музыкаль-
ный материал подается обычными про-
игрывателями компакт-дисков неесте-
ственно и „немузыкально“ (особенно
это заметно при прослушивании запи-
сей „живых“ инструментов) и что про-
стенький аналоговый проигрыватель
грампластинок ценой $300 со всеми его
недостатками и неудобствами звучит
гораздо „музыкальнее“ любого проиг-
рывателя компакт-дисков. Сравнение
же звучания аналоговых студийных
мастер-лент со звучанием компакт-
дисков вообще неуместно.
„Pacific Microsonics“ утверждает, что
новая система I1DCD призвана разре-
шить эту проблему.
HDCD
это сложный процесс ко-
дирования и декодирования, который
сохраняет большое количество музы-
кальной информации при совмести-
мости с обычным стандартом для CD.
Запись
Процесс записи по технологии I1DCD
начинается с аналого-цифрового преоб-
разования музыкального сигнала с ча-
стотой дискретизации не менее 200 кГц
(„Pacific Microsonics“ не уточняет
частоту, а лишь упоминает „несколько
сотен килогерц“, что значит: не менее
200 кГц) и не менее чем 20-разрядным
квантованием. Частота дискретизации
при записи по HDCD намного превы-
шает используемую сейчас частоту
44,1 кГц и обеспечивает частотный ди-
апазон, верхняя граничная частота ко-
торого составляет как минимум 100 кГц
(против 21 кГц при нынешнем стандарте
для CD). Это уже сравнимо с характе-
ристиками студийных аналоговых ма-
стер-лент.
20-би говое кодовое слово дает разре-
шение 220
, что равняется 1 048 576 уров-
ням. Такое количество передаваемых
уровней по сравнению с 65 536 уровня-
ми при 16-битовом квантовании доста-
точно велико.
При записи на CD цифровой сигнал
с информацией высокой разрешающей
способности перекодируется в обычные
16-ра.зрядные слова, следующие с часто-
той дискретизации 44,1 кГц, при помощи
11 процессоров „Motorola DSP 56001“
с сохранением информации высокого
разрешения в виде контрольного кода,
„запрятанного“ в малозначимые биты
информационного и управляющего ко-
дов. Следовательно, 16 бит на HDCD-
кодированном диске включают зашиф-
рованный контрольный код.
8
АУДИО МАГАЗИН 3/1995
предыдущая страница 9 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн следующая страница 11 АудиоМагазин 1995 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст