4-4-
ИНТЕРВЬЮ
лет назад на конференции
AES я
устроил прослушивание мастер-лент,
и участникам так и не терпелось выс-
казаться: „Только послушайте это ши-
пение, ужасное аналоговое барахло.
Анахронизм, не заслуживающий вни-
мания“. В отличие от ваших коллег из
других журналов, вы знаете, что боль-
шинство сегодняшних записей сводится
на полудюймовую ленту
аналогового
магнитофона при скорости 30 дюймов
в секунду. Этот носитель считается
лучшим, независимо от финансовых
соображений.
Вывод напрашивается
сам собой.
Общество
инженеров-звукотехни-
ков ведет полезнейшую
работу,
я
совершенно в этом уверен. Вот только
они немного перегибают палку с „но-
визной“ и с противодействием старо-
му.
Мне
кажется,
в истории
нет
незначительных событий.
История и
опыт жизненно важны.
Как можно
создать что-либо лучшее, если не пом-
нишь, насколько хорошо было то, что
стараешься превзойти? Забавная кон-
цепция
созданное вчера должно
уступить место созданному сегодня
утром.
Видимо, это проистекает из
старания разрекламировать электрони-
ку
как
постоянно развивающуюся
отрасль.
Возвращаясь к вашему вопросу о
том, что некоторые звенья звукозапи-
сывающего тракта, мягко говоря, не
вполне адекватны, я в основном объяс-
няю это тем, что Общество инженеров-
звукотехников нс интересуется мне-
нием аудиофилов, составляющих
\%
потребителей,
их волнуетто, что ду-
мают остальные
99%.
А вот
они
счита-
ют, что звучание телевизора и авто-
магнитолы
последний писк моды.
В своей книге („The Vacuum Tube
Logic Book") я писал, что в то время,
когда я был серьезно занят работой в
индустрии записи музыки, руководи-
тели компаний и ответственные за ра-
боту
с
музыкантами
сотрудники
слушали
в офисах или
в качестве
эталонных систем усилители „Leak“,
нагруженные на акустические системы
„Таппоу", а в Америке имелись „McIn-
tosh“ с акустикой „JBL“ или „Altec
Lansing“. Ныне все не так. У них стоят
boom boxes9
и крохотные „АС Aura-
tone“
образном служат автомагни-
9
Boomboxes, „бухающиекоробки“
, „гетто-
бластеры“
-
переносные магнитолы и иже
с ними. - Ред.
толы.
Если сделанная вами запись
поп-музыки звучит по автомобильно-
му радио мягче, чем предшествовав-
шая ей реклама зубной пасты „Col-
gate“, ваша карьера инженера записи
закончена. Для вас это будет послед-
ней работой. Руководство будет спра-
шивать, почему пластинка звучала не
так громко, не так отчетливо, не так
энергично, как реклама зубной пасты.
Критерии качества сместились к требо-
ванию „неплохо“, и это грустно.
Р.Х.:
Как Вы думаете, почему влек
тронные лампы не находят широкого
применения при записи и воспроизве
дении музыки?
Д.М.:
Потому что
уши
не находят
широкого применения. Каждый раз,
когда я демонстрирую профессиона-
лам, мало знакомым с ламповой техни-
кой, аппаратуру на электронных лам-
пах, эти люди моментально проника-
ются верой в нее.
Моментально!
Нам
незачем объяснять
мы включаем
усилитель мощности или предвари-
тельный усилитель, и дело в шляпе.
Наглядная демонстрация. И вы пре-
красно знаете,
какие сумасшедшие
деньги платят за некоторые старые
микрофоны, ставшие классикой,
из-за ламп.
Причины, по которым лампы убе-
дительно превосходят транзисторы,
очевидны: способность элегантно, без
ограничения, держать большие скач-
ки напряжения входного сигнала, а
если они и ограничивают сигнал, то
тоже элегантно; больший диапазон
рабочих
напряжений;
импеданс ис-
точника сигнала в 10 или 20 Ом, при
котором для развязок не нужно при-
менять емкости (электролитические
P. X.)
на 100-200 мкФ.
И
когда вы
говорите:
„широкое
применение“,
вызнаете, что в произ-
водстве гитарных усилителей лампы
не отступили
ни па дюйм.
Транзистор-
ные гитарные усилители
этодосмеш-
иогоскверное подобие ламповых. Мой
тесть,
Эл
Дорэй, был президентом
фирмы „Ampcg“, и его гитарные и
басовые ламповые усилители всегда
пользуются спросом. Вышеприведен-
ные соображения я пытался изложить
на семинаре разработчиков в программе
„Stereophile show“: люди покупают и
продают ламповые усилители
,,Dy-
пасо", которых было изготовлено более
двухсот тысяч,
это прекрасно. По-
пробуйте продать транзисторный уси-
литель тех лет выпуска! На него никто
не позарится даже на барахолке. При-
дется заплатить, чтобы его забрали на
свалку.
Итак, в микрофонных усилителях
лампы используются широко. Я не
преувеличиваю. В усилителях для ги-
тар они используются
очень
широко.
Мы считаем, чтосможем вернуть лампы
в индустрию записи музыки. Насто-
ящий „Pultec“ (классический лампо-
вый эквалайзер. —
Р.Х.)
ценится не
меньше конденсаторных микрофонов
„Neumann“ или „AKG“ прежних лет,
цены
на которые космические.
Вот
почему мы делаем „Pultec“, который
лучше других. Люди убеждаются в
этом именно сейчас.
Лампы все более широко применя-
ются там, где решающими факторами
являются абсолютное качество звуча-
ния и надежность. Лампы надежны.
С верх надеж и ы.
Р.Х.:
Каковы
перспективы произ-
водства самих ламп?
Д.М.:
Превосходны. Вопрос был кра-
ток, а я чувствую, что буду слишком
многословен, но что поделаешь!
Перспективы гораздо лучше, чем
кто-либо мог ожидать 20 лет назад.
Производство электронных ламп луч-
ше всего сохранилось в таких стра-
нах, как Россия, Китай, Югославия,
и,
что интересно,
недавно
возоб-
новилось в Чехословакии
— это те
страны, где стоимость труда и
на-
кладные расходы значительно ниже,
чем в Великобритании или США.
Россия до сих пор использует гро-
мадное количество ламп, применяя их
самым невероятным образом, в том
числе в бортовых компьютерах ис-
требителей.
Ламповые компьютеры!
Русские могут делать — и делают -
лампы, состоящие из 100 элементов
(используемые в качестве логических
вентилей.
Р.
А'.). По идее это совер-
шенно секретная информация, но на
самом деле она всем доступна. Барьеры
между нами и Россией исчезают. Тем
не менее все хоть как-то связанное с
обороной считается секретным. У них
дюймовый болт из нержавейки будет
секретным, если применялся военны-
ми. Китай может производить велико-
лепные лампы но внедренной в свое
время русскими технологии.
Итак, Китай, Россия и Югославия
(в Венгрии производство прекрати-
лось совсем недавно) изготавливают
лампы высокого качества и в большом
количестве. Китай производит лампы
74
АУДИО МАГАЗИН 2/1995
предыдущая страница 75 АудиоМагазин 1995 2 читать онлайн следующая страница 77 АудиоМагазин 1995 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст