динамический диапазон на высоких частотах, но
увеличивает нелинейные искажения на средних.
К. К.
Хорошо, когда собственный слух позволяет
найти золотую середину. А можно и соседа пригла-
сить.
..
М.А.
Особенно если есть ручка, которую покру-
тить.
К. К.
Вы, коллега, однако коснулись уже друго-
го
нелинейных искажений. О них чуть позже, а
пока лучше о том, как субъективно воспринимается
неидеальность АЧХ.
М. А.
Субъективное ощущение зависит от
- характера АЧХ, и не только в пределах огово-
ренного диапазона, но и за его пределами;
- особенностей воспроизводимой музыки;
- последующих устройств (усилитель, громкого-
ворители и пр.).
Как правило, некрутой (6 дБ/окт) спад АЧХ вы-
ше 14-16 кГц вообще неощутим на слух. То, наско-
лько заметен спад на нижних частотах, существенно
зависит от крутизны АЧХ. Чем круче спад АЧХ за
пределами диапазона, тем больше искажена фазо-
частотная характеристика. Изменяется форма сиг-
налов. Это изменение приводит к „рассыпанию“
сигналов низкочастотных источников с активной
атакой звука
большой бубен в большом симфони-
ческом оркестре (в маленьком эстрадном —
тоже).
Неравномерность в средней части АЧХ воспри-
нимается как нарушение тембральной окраски и
проявляется иногда так сильно, что можно не от-
личить гобой от английского рожка. Однако решаю-
щий вклад здесь вносят акустические системы, а
магнитофоны, как правило, с задачей справляются.
К. К.
Итак, теперь о динамическом диапазоне,
иначе, о диапазоне уровней записываемых сигналов.
М. А.
Снизу диапазон ограничен уровнем собст-
венных шумов тракта.
Уровень шума —
единственный „собственный“ па-
раметр магнитофона. Он зависит только от его внут-
ренностей.
К. К.
А как же шум ленты —
кажется, в статье
„Осознанный выбор: аудиокассеты“ мы уделили это-
му немало внимания (см. „Аудио М“ № 1
(2) 95)?
М. А.
„Собственный“ в том смысле, что не зависит
от кассеты, положения регуляторов и расположения
звезд на небе. Шум ограничивает динамический
диапазон снизу.
Сверху диапазон ограничен нелинейными искаже-
ниями, вызываемыми насыщением ленты. Обычно
допускают 3% нелинейных искажений при макси-
мальном уровне.
К. К.
Причем не ясно, что насытится раньше
головка или лента: по крайней мере, если на ленте
это иногда пишут, то на головке или в инструкции к
магнитофону я этого не видел.
М. А.
Вспомните, коллега, что максимальный
уровень записи на ленте зависит от установки тока
подмагничивания. Лучшие магнитофоны имеют
!.. .|-4—1-4—1—1-І-1 N I I 1
-І 1
I I I И I
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
диапазон (MOL
Fiu)* около 75 дБ, отличные —
70
дБ, хорошие —
65, средние —
60, советские.
..
К. К.
Зато их можно больше купить на те же
деньги и потому слушать дольше. Вот мой магни-
тофон „Астра“.
..
М.
А. На искажения при разумных уровнях записи
воздействует множество факторов, и в системе
„магнитофон —оператор —лента“ последняя играет не
последнюю роль. Попытки снизить искажения ак-
тивно сопротивляющихся этому лент („BASF Chrome
Extra“, „Sound Breeze CR“ и т. п.) могут оказаться
безуспешными.
К. К.
Так или иначе, 0,5% при нуле дБ уровня
записи
хороший результат. Боюсь, однако, что
на этом борьба за качество не кончается.
М.
А. И не напрасно боитесь. Существует немало
факторов, вносящих смятение в стройные ряды
звуков, исходящих из вашего аппарата.
Как и всякая система, связанная со считыванием
информации с движущегося носителя, магнитофон
страдает от нестабильности движения последнего. Во
многом это связано с несовершенством лентопротяж-
ного механизма и отчасти устраняется введением
дополнительных систем —
второго вала, стабилизи-
рующего подачу ленты („Dual Capstan Closed Loop
System“), или/и системы стабилизации катушек
кассеты (например, AMTS у магнитофонов „Aiwa“).
Кассета тоже вносит свою лепту. Лекарство то же
дополнительные направляющие в кассете, антирезо-
нансные механизмы. Паразитная модуляция, будь
то амплитудная или частотная, приводит к размыто-
сти спектральных линий чистых тонов, а при записи
реальных фонограмм —
и к более серьезным послед-
ствиям. Энергия побочных составляющих спектра,
нормированная к энергии тона, может служить мерой
модуляционного шума.
К. К.
Представляю, что я услышу в динамиках
вместо чистого тона!
М.
А. Увы, коллега, спешу вас разочаровать
или, наоборот, обнадежить. Чистый тон на слух оста-
нется чистым тоном. А вот реальное звучание может
пострадать существенно.
К. К.
Как же так?
М.А.
А очень просто. Тембр, характер привычного
звучания, „голос“ инструмента определяется присут-
ствующей в звуке модуляцией. Так, корпус скрипки
имеет несколько сложных акустомеханических резо-
нансов, модулирующих звучание по частоте и ампли-
туде. Каждая нота рояля
это звучание нескольких
(обычно двух или трех) струн, настроенных почти в
унисон и модулирующих друг друга. Нарушение
естественной модуляционной картины, как ничто дру-
гое, сдувает реальность звучания, звук становится
сухим, „бумажным“, инструменты прекращают петь.
К. К.
Мы привыкли к тому, что даже самая хоро-
шая аппаратура не „звучит“ натурально (как оркестр
*MOL - Maximum Output Level, максимальный выходной
уровень сигнала, Fm
уровень шумов.
АУДИО .МАГАЗИН 2/1995
63
предыдущая страница 64 АудиоМагазин 1995 2 читать онлайн следующая страница 66 АудиоМагазин 1995 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст