I
I
I
1
I
I
I
I
I
LI 11-1
4
1
I
I
II I
I
ДОМАШНИМ
КИНОТЕАТР
мы фильма „Indiana Jones and
the Temple of Doom” (одна из
версий перевода на русский
язык — „Индиана Джонс и
храм судьбы” —
С. Т.),
мно-
жество раз слышал эту фоно-
грамму в нашем зале перезапи-
си. С нетерпением я ждал вы-
хода лазерного диска — и вот
наконец принес его домой. Ка-
кое же получилось впечатление
от видеоверсии? На моей до-
машней системе, которую я
совершенствовал несколько
лет, фонограмма фильма, ко-
торая в студии звучала пре-
красно, вдруг оказалась слиш-
ком пронзительной и резкой.
Верхние частоты были задра-
ны, свистящие звуки речи из-
лишне подчеркнуты, тихие зву-
ки вроде шагов и шуршания
одежды почему-то выпячива-
ДБ
Частота, Гц
Рис. 2. Дополнительная
частотная коррекция
лись на передний план. Я отнес
диск в тонстудию и сравнил его
с мастер-лентой. В тонстудии
они звучали одинаково. Я по-
нял, что не в порядке моя до-
машняя система”.
Оказалось, что фонограмма,
сведенная под акустические ус-
ловия кинозала, может звучать
слишком резко в домашних ус-
ловиях, когда размер помеще-
ния прослушивания и погло-
щение высоких частот сущест-
венно меньше. Для того чтобы
восстановить правильный тем-
бральный баланс, вводится вы-
сокочастотная коррекция.
2.
Тембральное согласование
и декорреляция тыловых акус-
тических систем.
Мы уже писали во втором но-
мере журнала о том, что челове-
ческое ухо по-разному воспри-
ДБ
^ А /
Частота, Гц
Рис.З. Тембральное согласование
нимает звуки, приходящие спе-
реди и сзади. Даже если источ-
ник звука „панорамирует” с
фронтальных АС на тыловые
или наоборот (пролетающий
над головой самолет), он дол-
жен сохранять единую темб-
ральную окраску. Поэтому в
тыловой канал эффектов вво-
дится частотная коррекция,
обеспечивающая тембральное
согласование по пространству.
В „Dolby Surround” мы име-
ем дело с монофоническим ка-
налом эффектов, хотя опять-
таки для лучшей передачи „па-
норамирования” используются
два тыловых громкоговори-
теля. Однако в кинотеатрах ра-
ботает большое количество ты-
ловых громкоговорителей, что
и дает более диффузный, „окру-
жающий” звук. Чтобы не было
заметно, что тыловых громко-
говорителей только два, а зву-
чание получалось бы более рас-
сеянным, „ТНХ” рекомендует
схему декорреляции, которая
вырабатывает два некоррели-
рованных сигнала из моносиг-
нала канала эффектов.
3. Обязателен инфранизко-
частотный канал с соответ-
ствующим излучателем (сабву-
фером) или даже несколькими
излучателями.
Это вряд ли вызовет удив-
ление — в современных филь-
мах используется масса звуко-
вых эффектов, содержащих са-
мые низкие частоты.
4. Определенные требования
к акустическим системам.
Сертифицированные „ТНХ”
акустические системы должны
удовлетворять не только
оче-
видным требованиям к частот-
ным характеристикам, динами-
ческому диапазону и нелиней-
ным искажениям, но и доволь-
но специфическим требованиям
к направленности излучения.
Томлинсон Холман в своих
экспериментах установил, что
применение излучателей с ши-
рокой диаграммой направлен-
ности способствует расширению
оптимальной зоны прослуши-
вания и дает больший эффект
объемности (при двухканаль-
ном стереовоспроизведении), но
при этом ранние отражения,
особенно от пола и потолка,
ухудшают передачу тембров и
разборчивость речи. Поэтому в
домашнем кинотеатре „ТНХ”
фронтальные АС (левый и пра-
вый канал) и АС центрального
канала должны иметь доста-
точно широкую горизонталь-
ную и узкую вертикальную на-
правленность. Подобные харак-
теристики направленности, по
мнению „ТНХ”, обеспечивают
хорошую разборчивость речи,
правильность тембра, аккурат-
ное „панорамирование” и точ-
ную локализацию экранных ис-
точников звука.
Задача тыловых АС совер-
шенно другая — создать диф-
фузное поле, передающее акус-
тическую атмосферу, и в то же
время в нужный момент выдать
„на гора” спецэффекты. Как го-
ворит Том Холман, хорошие
тыловые АС большую часть
времени не напоминают о своем
присутствии, зато, если их вне-
запно выключить, звуковая
картинка немедленно сжима-
ется. Тыловые АС должны из-
лучать „окружающий” звук, и
„ТНХ” считает, что для этой це-
ли лучше всего подходят ди-
польные излучатели, которые,
однако, ориентированы на слу-
шателя не передним или зад-
ним лепестком, а „нулем”. При
этом если расположить их вы-
соко над головой слушателя, он
будет слышать практически
только отраженные составля-
ющие звука.
54
АУДИО МАГАЗИН 2/1995
предыдущая страница 55 АудиоМагазин 1995 2 читать онлайн следующая страница 57 АудиоМагазин 1995 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст