I
I
I
I
I
I
I
I
I 1 . 1
I
I
I
I
I
I
I
I
I
I
I
ДОМАШНИМ
КИНОТЕАТР
определенным требованиям к
акустике зала, уровню посто-
ронних шумов и к использу-
емым усилительным устрой-
ствам и громкоговорителям
(комитет „ТНХ” издает списки
аппаратуры, прошедшей его
испытания).
Главное, чего добивается ко-
митет „ТНХ”, — получение в
кинотеатре именно того звуча-
ния, которое создатели фильма
слышали в зале перезаписи.
Особенности
производства
фильмов делают эту задачу
вполне осуществимой. В отли-
чие от студий записи музыки,
большинство современных за-
лов перезаписи, по мнению ко-
митета „ТНХ”, очень похожи
по акустической обстановке и
используемой аппаратуре. Тому
есть веская причина. Дело в
том, что фильмы, претендую-
щие на награду Академии ки-
ноискусства „Оскар” за лучшую
фонограмму, прослушиваются
в одном и том же зале со стан-
дартными акустическими ха-
рактеристиками. Уровень гром-
кости не меняется от фильма к
фильму. Под этот стандарт и ра-
ботают звукорежиссеры амери-
канских кинофильмов. А аме-
риканские кинофильмы поче-
му-то популярны во всем мире.
Программа „ТНХ” подразу-
мевает, что в сертифицирован-
ных ею кинотеатрах средний
уровень звукового давления
(„громкость” для слушателя)
един для всех залов: 85 дБ для
речи. После того, как специа-
листы „ТНХ” проверят и от-
ладят аппаратуру и акусти-
ческую обстановку сертифици-
руемого кинотеатра, комитет
проводит ежегодную проверку
на соответствие своим стан-
дартам. Владельцам киноте-
атров выгодно получить сер-
тификат „ТНХ” — это привле-
кает зрителей, но обязанностей
это тоже прибавляет.
Теоретически кинотеатры с
эмблемой „ТНХ” обязаны встре-
тить зрителей следующими до-
стоинствами звучания:
— прекрасной разборчивос-
тью экранного диалога;
— неискаженной передачей
всего динамического диапазона
фонограммы, от легкого шепота
до самого громкого взрыва;
— однородным озвучиванием
всех зрительских мест;
— ровной и широкой частот-
ной характеристикой (бас с
30 Гц с одинаковым уровнем
громкости во всем зале).
В настоящее время более чем
850 кинотеатров мира с гордос-
тью демонстрируют сертификат
„ТНХ”. В маленькой Исландии
таких кинотеатров пять, прав-
да, в Бельгии и Голландии —
ни одного. Видимо, долгие се-
верные ночи побуждают насе-
ление к частым походам в кино.
Ближайший от редакции кино-
театр „ТНХ” находится в Хель-
синки („Finnkino Oy Bristol
Theater” № 1).
Является ли „ТНХ” един-
ственной гарантией высокого
качества показа фильмов? Вряд
ли. Помимо того, что не все
„THX’’-сертифицированные ки-
нотеатры одинаковы, существу-
ют еще и комплексы кино-
театрального оборудования,
отвечающие самым высоким
требованиям, но не прошедшие
(не желающие проходить?) кон-
троль по программе „ТНХ”.
Это, например, „HPS-4000”,
„Kintek” и некоторые другие.
„ТНХ” дома
Часто ли вы ходите в кино?
Может быть, как и многие дру-
гие, вы предпочитаете сидеть
дома и смотреть фильмы по те-
левизору? В середине 80-х в
Америке огромное количество
людей переключилось на видео-
фильмы. Смотрели они в том
числе и фильмы Джорджа Лу-
каса. Естественно, что комитет
„ТНХ” решил заняться и про-
блемами воспроизведения фо-
нограмм фильма в домашних
условиях. Поставив перед собой
задачу получить звучание, мак-
симально приближенное к зву-
чанию в зале перезаписи, Том-
линсон Холман приступил к ее
решению. По словам самого
Холмана, на выставке CES-86
его неприятно поразило низкое
качество звука на стендах, де-
монстрировавших тогда еще
молодой домашний кинотеатр.
Проведя множество экспери-
ментов по сравнению звучания
в зале перезаписи и в домашних
условиях, Холман пришел к
выводу, что „surround sound”,
получаемый декодированием
при помощи традиционных
схем „Dolby Pro Logic”, можно
и нужно усовершенствовать.
Рациональное зерно в таком
заявлении, безусловно, есть.
Потребитель имеет возмож-
ность приобрести систему зву-
ковопроизведения, в которой от
начала до конца (от тонстудии
до бытовой аппаратуры) под-
держивается хотя бы видимость
соответствия стандартам ка-
чества. Приведем пример. В ки-
нотеатре никто не разрешит
вам крутить ручку громкос-
ти — фонограмма воспроизво-
дится на стандартном уровне
громкости, причем (в случае
хорошего кинотеатра) именно
на том, который задумали соз-
датели фильма. Правильно от-
калиброванный комплект до-
машнего кинотеатра „ТНХ”
точно воспроизводит этот уро-
вень громкости (хотя, конечно,
никто не мешает вам менять
его). Теоретически то же соот-
ветствие должно достигаться по
всем остальным параметрам
звукового тракта, в том числе
(верится с трудом?) по чистоте,
прозрачности и объемности зву-
чания и прочим неколичест-
венным характеристикам.
Найдется немало аудиофи-
лов, которые сочтут такой под-
ход прямо противоположным
собственной концепции звуча-
52
АУДИО МАГАЗИН 2/1995
предыдущая страница 53 АудиоМагазин 1995 2 читать онлайн следующая страница 55 АудиоМагазин 1995 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст