Не следует думать, что аппа-
ратура или лазерные диски, от-
меченные значком „ТНХ” („Ти-
Эйч-Экс”), содержат какие-то
новые технологии записи или
новые принципы декодирова-
ния фонограмм „Surround So-
und” („Сараунд Саунд”). Нет,
„ТНХ” — это всего лишь требо-
вания к определенным техни-
ческим параметрам и совмести-
мости элементов тракта звуко-
воспроизведения, а также к на-
личию у тракта определенных
технических возможностей.
Сегодня фактическим стан-
дартом получения surround so-
und дома является применение
декодирования „Dolby Pro Lo-
gic” („Долби Про Лоджик”).
„ТНХ” же предлагает опреде-
ленные дополнения к принятой
схеме декодирования. Пред-
ставьте себе предновогоднюю
елку — это будет тракт звуко-
воспроизведения по „Dolby Pro
Logic” (запись по системе „Dol-
by Stereo”, устройство ее вос-
произведения и декодер). Укра-
сим елку, чтобы она радовала
глаз, — появились дополни-
тельные устройства, отвечаю-
щие требованиям „ТНХ”.
Кино
В предыдущем номере наше-
го журнала мы уже писали о
том, что появление в начале се-
мидесятых „Dolby Stereo” резко
изменило качество восприятия
кинофильмов. Высокие техни-
ческие характеристики тракта
звуковоспроизведения (много-
канального!) развязали руки и
творческим коллективам, во-
влеченным в создание фильмов.
Признание публики не заста-
вило долго себя ждать — на мо-
мент выхода фильма „Звездные
войны” („Star Wars”) в 1977 го-
I
I
I
I
I
II I
I
I
I I-
111 I
I
11 I
I
I
ДОМАШНИЙ
к и н о теа тр
ду в США насчитывалось 46 ки-
нотеатров, оснащенных аппара-
турой „Dolby Stereo”. Через год
их было уже 2000.
Успех многих фильмов („Ali-
en”, „Apocalypse Now” и дру-
гих) в немалой степени осно-
вывался на органичном синтезе
изобразительного ряда и пере-
довой звуковой технологии. Но,
в то время как фонограммы
фильмов стремительно совер-
шенствовались технически и
творчески,
кинотеатральная
аппаратура звуковоспроизве-
дения (даже та, которая исполь-
зовалась на стадии создания
фильма) оставалась на уровне
шестидесятых годов.
В
это
время
компания
Джорджа Лукаса „Lucasfilm
Ltd.” выдвинулась на одно из
самых почетных мест в миро-
вой киноиндустрии. Достаточ-
но сказать, что ей вручены 16
наград (и 40 номинаций) Ака-
демии киноискусства „Оскар”
за комбинированные съемки и
за качество фонограмм, а сре-
ди десяти самых кассовых
фильмов мира фильмы Джорд-
жа Лукаса занимают второе,
четвертое, седьмое и девятое
места. Наверное, многие из вас
видели трилогию „Звездные
войны” („Star Wars”, „The Em-
pire Strikes Back”, „Return of
the Jedi”) и фильмы об Индиане
Джонсе с Гаррисоном Фордом
в главной роли — все они бы-
ли созданы на киностудии „Lu-
casfilm”.
Заработав достаточное коли-
чество миллионов, Джордж Лу-
кас решил побороть отставание
техники и улучшить качество
звукового тракта в кино. Начал
он со строительства собствен-
ного целевого комплекса аппа-
ратных записи и перезаписи
(тонстудий). Для управления
техническим обеспечением ком-
плекса, получившего название
„Skywalker Ranch”, Лукас в
1980 году пригласил Томлин-
сона Холмана. Окончив в 1968
году университет штата Илли-
нойс, Холман преподавал в
университете, в качестве звуко-
режиссера записывал музыку в
студиях грамзаписи и в кино,
затем занимал пост главного
инженера в фирме „Advent”, за-
нимающейся разработкой аку-
стических систем.
На „Skywalker Ranch” Хол-
ман руководил оснащением ап-
паратных записи, озвучивания
и перезаписи, контрольного
просмотрового зала на 20 мест
и кинозала на 300 мест, вполне
типичного для США. Само со-
бой разумеется, что после того,
как удалось улучшить качест-
во звукового тракта, исполь-
зуемого в процессе создания
фонограмм, Лукас и Холман
обратили внимание на тракт
воспроизведения звука у по-
требителя (на первых порах в
кинозалах). Так появилась про-
грамма „ТНХ”1.
Кстати, затея с улучшением
качества звука в кинотеатрах
вовсе не была благотворитель-
ным мероприятием. Фирма „Dol-
by” не занималась сертифика-
цией кинотеатров с „Dolby Ste-
reo”, и „Lucasfilm” не преми-
нул захватить эту нишу рынка.
Как действует программа
„ТНХ”? Компания „Lucasfilm”
не производит никакого кино-
театрального оборудования, но
выдает лицензии тем киноте-
атрам, которые удовлетворяют
'Аббревиатура „ТНХ” была выбрана
в честь первого фильма Джорджа Лу-
каса „ТНХ1138”. „ТНХ" можно рас-
шифровать также как „Tomlinson Hol-
man experiment”.
АУДИО МАГАЗИН 2/1995
51
предыдущая страница 52 АудиоМагазин 1995 2 читать онлайн следующая страница 54 АудиоМагазин 1995 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст