I
I- I
I I
I
I
I
I
I
I
I
I
I
I
I
I
1
I
I
I
I
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
О ТЕСТИРОВАНИИ ЗВУКОВЫХ КАБЕЛЕЙ
В технике звуковоспроизведения мы постоянно
сталкиваемся с необъяснимыми явлениями, однако
самым загадочным оказалось изменение характера
звучания аудиосистемы при замене в ней соеди-
нительных кабелей.
История знает примеры, когда из-за отсутствия
объяснений отрицались наблюдаемые факты. Так,
комиссия Французской академии наук под пред-
седательством великого Лавуазье надолго замедлила
развитие науки о метеоритах своим приговором, что
камни с неба падать не могут, потому что их там нет.
Ф
еномен проводов широко
дискутировался среди зву-
коинженеров и любителей
hi-fi с начала 70-х годов, однако
споры на эту гему не прекратились
по настоящий день. Причину сле-
дует искать в неспособности спе-
циалистов по звукотехнике связать
удивительные явления в кабелях
с результатами объективных из-
мерений. Тем не менее на рынке
аудиоаппаратуры стали появляться
модели кабелей по цене, дохо-
дящей до $2000 за метр.
Высокие цены отчасти объяс-
няются большими затратами про-
изводителей на преимущественно
Эмпирический (из-за отсутствия
теории) поиск материалов и кон-
структивных особенностей раз-
рабатываемого кабеля, однако не-
трудно догадаться, что в обсуж-
даемой области мы имеем дело с
хорошо организованным и весьма
прибыльным бизнесом. Это дает
нам основания относиться к публи-
куемым в рекламе сведениям о
кабелях с осторожностью. В то же
время „хорошо звучащие“ кабели
действительно появляю тся
на
рынке аудиоаппаратуры.
Какой же из них предпочесть
при комплектовании аудиосисте-
мы? Ответ на этот вопрос один
нужно на собственной аудио-
системе сравнить звучание ин-
тересующих вас кабелей.
Сравнение по звучанию (далее
субъективное тестирование) отли-
чается от объективных измерений
тем, что его основу составляет чув-
ственное восприятие звучания.
Поэтому для слушателя важно на-
учиться переходить от неясных
ощущений
к словесным опре-
можно выбрать наиболее удачные,
хотя бы но одному из описаний
(см. ниже термины), которыми
пользуются авторитетные эксперты
при тестировании аппаратуры high
end. Однако если тестовые записи
отобраны и вы испытываете за-
труднения
при определении раз-
ницы в звучании при замене тес-
тируемых кабелей, то причина
этого может быть в недостаточном
разрешении
вашей аудиосистемы.
В процессе тестирования могут
возникнуть и недоразумения. Дело
в том, что часть характеристик
качества звучания кабеля является
признаком неустранимой дегра-
дации звучания (например, ухуд-
шение пространственного впечат-
ления, смазанность деталей), дру-
гие же характеристики могут соз-
дать „гармонизирующий эффект“
(скажем, может улучшиться то-
нальный баланс). В результате ме-
нее „совершенный“ кабель может
выиграть в одной аудиосистеме у
более „совершенного“ и затем про-
играть в составе другой аудиоси-
стемы. Избежать подобных оши-
бок, по-видимому, не удастся, так
как методически чистых приемов
оценки абсолютного качества ка-
белей нс существует. Распростра-
нение в основном получили срав-
нительные методы тестирования.
Как это тестирование проводится
делениям на языке, который при-
нят для описания звучания компо-
нентов аппаратуры high end (см.
„АМ“ № 1
(2) 1995, с. 23-25).
Не следует надеяться на то, что
соединительный кабель радикаль-
но изменит качество вашей аудио-
системы.
На самом деле он со-
ставляет относительно небольшую
ее часть, вклад которой в звучание
незначителен.
Действительно,
сколько разнообразных провод-
ников и других электроэлементов
использовано для внутреннего мон-
тажа вашего усилителя, акусти-
ческих систем и проигрывателя!
Для полноты картины вспомним о
десятках метров звукового кабеля
(по цене $2-3 за метр) в тракте
записи прослушиваемых вами му-
зыкальных программ, а также о
той „алхимии“, которая неизбежно
сопровождает подготовку записей
к коммерческому использованию.
Если эти обстоятельства вас не
деморализовали, следует набраться
терпения
и замяться отбором
записей, которые хотя бы частично
пригодны для тестирования ка-
белей. Основным критерием отбо-
ра следует считать
разреш ение
(resolution), т. е. различимость
вое при
11
и маем ых при тестироваї і и и
особенностей звучания.
Идеальных записей не сущест-
вует, и все же из их многообразия
АУДИО МАГАЗИН 2/1995
43
предыдущая страница 44 АудиоМагазин 1995 2 читать онлайн следующая страница 46 АудиоМагазин 1995 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст