НАШИ ЭКСПЕРТЫ
1
I
I
I
I
I
I
I
I
1
I
I
I
I
I
I
I
I
I
1
1 - І-
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ
СТЕНД
Наши эксперты
В этом номере мы представляем
наших экспертов: Вениамина Михай-
ловича Зуева (наш Джои Гордон
Холт?), Сергея Николаевича Кунилов-
ского, Сергея Норбертовича Баньков-
ского, Анатолия Марковича Лихниц-
кого (наш Харри Пиреоп?). Анатолий
Маркович знаком читателям „Аудио
Магазина“ по № 1, 1994. Остальных
экспертов мы попросили рассказать об
их индивидуальном пути к „высокой
верности воспроизведения музыки“, о
музыкальных пристрастиях. И, по же-
ланию, высказать мнение относительно
статьи о субъективной оценке качества
звучания (см. „АМ“ № 1 (2), 1995) и о
„насущных“ противостояний современ-
ности — „цифра—аналог“ и „лампы—
транзисторы“. Ответы экспертов, про-
странные и краткие приведены ниже.
Вениамин Зуев
Мое восприятие музыки
Главное для меня — ощутить ин-
дивидуальность исполнителя, уни-
кальность интерпретации музы-
кального произведения, особен-
ности звукоизвлечения, динамики
и агогики1. Услышать то, что опре-
деляет яркость, неповторимость
личности солиста и дирижера. На
мой взгляд, музыкант должен преж-
де всего „играть себя“, выражать
свое
отношение к произведению,
которое он исполняет. Без этого
музыка, особенно звукозапись, пре-
вращается в „консервы“ (выра-
жение Артуро Тосканини). Я вы-
соко ценю искусство импровизации,
и не только в джазе и в нотном
тексте, хотя понимаю, что оно тре-
бует виртуозности в исполнении и
высочайшего таланта, иначе оно
профанируется, превратится в кич.
Думаю, что именно эти качества
больше всего теряются в звуковых
трактах при записи и особенно при
воспроизведении. Эти эмоциональ-
но-психологические параметры
трудно учесть при технической
оценке аппаратуры, особенно в про-
цессе традиционных электроакусти-
ческих измерений, они требуют от
' Агогика —
в м узы ка льн о м исп о лнени и
небольш ие о т кло нени я (за м ед лен и я и у с -
корения ) от уст ановленного т ем па, подчи-
н енн ы е ц еля м худ ож ест венной вы р а зи -
т ельност и.
разработчиков аппаратуры творчес-
кого (не параметрического) подхода
к науке и технике, требуют любви
к музыке, дара музыкального вос-
приятия. Исторический опыт пока-
зывает, что лучшие звуковые систе-
мы были разработаны именно таки-
ми творцами (Питером Волкером,
Ги Фонтейном и другими). Привыч-
ные же, традиционные электроакус-
тические параметры, приводимые в
описаниях аппаратуры, т. е. вели-
чина линейных (частотных) и не-
линейных искажений, вполне обес-
печивают правильность тембра, от-
четливость музыкальной артикуля-
ции, гармоническую разборчивость
при воспроизведении, и, наверное,
этого вполне достаточно для быто-
вого музыкального комфорта мно-
гих любителей.
„Лампа или транзистор“
Это, скорее, тема для „литератур-
ных“ упражнений — или же серь-
езная проблема квантовой физики.
И хорошие, и плохие усилители мо-
гут быть как на лампах, так и на
транзисторах. На первых порах тран-
зисторы существенно уступали лам-
пам по частотным свойствам и вели-
чине „тепловых“ нелинейных ис-
кажений. Проблема частотных
свойств давно уже решена даже у
нас. Тепловые искажения у хороших
зарубежных транзисторов сведены к
минимуму благодаря применению
кристаллов и изолирующих мате-
риалов с высокой теплопроводностью
(малым тепловым, но высоким элек-
трическим сопротивлением).
Практически только в очень
дорогих усилителях удается реали-
зовать преимущества ламповой
схемотехники.
„Цифра или аналог“
Дела обстоят примерно так же,
как и в предыдущем случае. В циф-
ровой записи привлекательны бес-
шумность паузы, чистота громких
аккордов, т. е. широкий динамичес-
кий диапазон, поэтому если слу-
шать развлекательную музыку на
звуковых трактах среднего качества
и сравнивать с грампластинками
массового производства, то выигры-
вает, как правило, „цифра“. Если
же это звучание сравнивать с хоро-
шими виниловыми пластинками
(типа Super Analogue) и прослу-
шивать записи на соответствующих
их качеству трактах, то цифровая
запись существенно проигрывает —
особенно это относится к симфони-
ческой музыке, которая теряет ин-
дивидуальность интонаций.
О „свойствах“ экспертов
Статья о субъективной экс-
пертизе написана живым образным
языком, искренне, она отражает
„внутренние“ установки и убежде-
ния автора. Так и должно быть, ведь
на то и
субъективная
экспертиза.
И восторженность, оптимизм, и
скептицизм, и пессимизм — равно-
ценные и необходимо присущие
экспертам свойства, так же как и
снисходительность, и придирчи-
вость, и фанатическая увлеченность
музыкой. Все это, воплощенное в
субъективных образных высказыва-
ниях, создает набор информации,
некое пространственное векторное
множество (класс „нечетких“ мно-
жеств Лотфи-Заде, Кемпбелла), из
которого определяется результиру-
ющий уже не субъективный, а объ-
ективный вектор-характеристика.
Увы! Таков удел критиков — вос-
торг и порицание!
Несколько слов о сравнении вос-
произведения в звуковых трактатах
с „живой“ музыкой. В 1934-35 го-
дах Л. Стоковский и Г. Флетчер, ис-
следуя стереофонию, провели ряд
следующих опытов. На сцене нахо-
дился „живой“ оркестр и стояли
акустические системы (некоторые
организационно-технологические
подробности эксперимента я опус-
каю). Один и тот же музыкальный
фрагмент либо исполнялся оркест-
ром, либо воспроизводился акусти-
ческими системами. Публика поч-
ти не замечала различия между ес-
тественным звучанием и электро-
акустическим воспроизведением.
Разве тогда уже были системы клас-
са „хай-энд“? Скорее, „живая“ му-
зыка в условиях реального — пусть
даже очень хорошего по акустичес-
ким свойствам — зала не доходит
до слушателя без потерь.
Ведь применяют же электроаку-
стические методы коррекции даже
в очень хороших концертных залах
(амбиофония).
Моя музыкальная биография
В пятилетием возрасте родители
„посадили“ меня за фортепиано —
только потому, что соседка ока-
залась учительницей музыки. Она
не придавала никакого значения
музыкальному воспитанию, а прос-
то учила нажимать пальцем на нуж-
32
АУДИО МАГАЗИН 2/1995
предыдущая страница 33 АудиоМагазин 1995 2 читать онлайн следующая страница 35 АудиоМагазин 1995 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст