КОМПАКТ ДИСК ПРИНИМАЕТ
НОВЫЕЛИЧИНЫ
Компакт-диск, каким мы его знаем,
видимо, достиг или вот-вот достигнет
предела, после которого заложенные в
нем стандартом „Sony/Philips Red Book“
параметры становятся тормозом на пути
дальнейшего совершенствования. Сто-
ронники высококачественного звучания
недовольны недостаточной, на их
взгляд, разрядностью цифрового коди-
рования (16 бит), а промышленные
разработки в новых областях примене-
ния дисков сдерживаются ограниченной
емкостью носителя.
С начала 1995 года в прессе с подоз-
рительной регулярностью появляются
сообщения о новых обличьях пятидюй-
мовых компакт-дисков.
Похоже, хорошая новость для аудио-
филов — появление первых аналогово-
цифровых конверторов, использующих
цифровую фильтрацию HDCD (High
Definition Compatible Digital — „совме-
стимая цифровая система с высокой
разрешающей способностью“). Подроб-
нее о HDCD мы собираемся рассказать
в следующем номере, но основная идея
заключается в следующем: HDCD —
цифровая фильтрация высокой разре-
шающей способности (может обрабаты-
вать данные с 24-битовым кодирова-
нием), применяемая и на этапе записи,
и при воспроизведении. Компакт-диски,
записанные с применением HDCD, вос-
производятся обычными проигрывате-
лями, но, чтобы реально „ощутить“ до-
стоинства новой технологии, нужен про-
игрыватель с соответствующим цифро-
вым фильтром, который совместим с
обычными дисками. Совместимость с
предыдущим форматом является боль-
шим достоинством HDCD.
Систему „HDCD“ разработала амери-
канская фирма „Pacific Microsonics“ при
участии специалистов „Theta Digital“ и
фирмы грамзаписи „Reference Record-
ings“. Первый конвертор с фильтром
„HDCD“ — „Da Capo“ (£1450) — вы-
пущен английской фирмой „Pink Tri-
angle“. Вслед за ним появился „SFD-2
Мк2“ фирмы „Sonic Frontiers“ (Канада)
и изделия американской фирмы „EAD“.
Лицензию на применение фильтра
„HDCD“ уже купили такие известные
фирмы, как „Adcom“ (скоро появится
конвертор „GDA-700“ по цене $1000),
.Audio Alchemy“, „Classe Audio“, „Counter-
point“, „Madrigal“, „Parasound“, „PS Audio“
I i t I i t ) I t
НОВОСТИ
llllllll
и „Theta Digital“.
Будущее HDCD пока неясно. Без до-
статочного количества дисков, записан-
ных с применением HDCD, новый фор-
мат не выживет. Пока что диски с HDCD
выпускает только американская фирма
„Reference Recordings“.
В это время „Philips“ и „Sony“ объя-
вили о разработанном ими новом фор-
мате записи на обычный компакт-диск.
Поначалу новая система тоже называ-
лась „HDCD“, что привело к полной не-
разберихе. HDCD ,,Sony“/“Philips“ рас-
шифровывается как „High Density Com-
pact Disc“ — компакт-диск с высокой
плотностью (записи). Согласно послед-
ним сообщениям, официальное название
нового формата — „Multimedia Compact
Disc“. Размеры диска полностью совпа-
дают с обычным компакт-диском, одна-
ко информационная емкость MCD в пять
раз больше — 3,7 гигабайта. Более того,
гигант химической промышленности
„ЗМ“ ведет исследования по созданию
двухслойного диска, способного хранить
7,4 Гб.
Появление MCD вызвано в первую
очередь тем, что для записи видеоизо-
бражения требуются носители очень
большой емкости. Пока что для записи
видеофильмов используются 12-дюймо-
вые лазерные диски. На пятидюймовый
компакт-диск емкостью 3,7 Гб можно
будет записать 135 минут видеоизобра-
жения, причем с многоканальной фоно-
граммой. Как и ныне существующие ла-
зерные диски, MCD нельзя перезапи-
сать. Качество видеозаписи будет луч-
ше, чем на видеоленте „VHS“, но хуже,
чем на лазерных видеодисках.
Новый формат несовместим с преды-
дущими, однако имеет массу преиму-
ществ. Для записи видеокассет требуют-
ся множительные магнитофоны, а диски
MCD изготавливаются на штамповоч-
ных машинах. Стоимость производства
такого диска, по заявлению представи-
телей „Philips“, будет не больше стои-
мости производства обычного „звуково-
го“ компакт-диска ($0,8-1,5, в зависи-
мости от объема производства).
Среди других применений „Multi-
media CD“ — использование его в ка-
честве компьютерного диска стандарта
„CD-ROM“ и, возможно, запись музыки
с использованием какого-либо нового
метода цифрового кодирования, напри-
мер с тактовой частотой 98 кГц и,
соответственно, с расширенными частот-
ным и динамическим диапазонами.
Примерно через два года ожидается
появление на рынке первых видеопроиг-
рывателей „Multimedia CD“.
Не успели сообщения об MCD сойти
с печатных прессов, как у нового фор-
мата объявился соперник. Фирма „To-
shiba“ объявила о разработке „Super
Density Disc“, то есть „диска со сверх-
высокой плотностью (записи)“. Диск
„SD“ двусторонний, и на него можно за-
писать 284 минуты видеоизображения
с восемью каналами звука!
Имеются сведения, что „Sony“ уже
обратилась с жалобой в японское Мини-
стерство международной торговли. Од-
новременное появление на рынке конку-
рирующих форматов (вспомним „VHS“,
„Betamax“ и „Video 2000“) подрывает
доверие потребителей и, кажется, при-
носит мало пользы.
„Toshiba“, судя по всему, создаст
мощную конкуренцию „Multimedia“-
дискам „Sony“ и „Philips“.
,,SD“-flHCK
„Toshiba“ поддерживают фирмы „Hita-
chi“, „Matsushita“ (,,Technics“/“Pana-
sonic“) и „Pioneer“.
Информационная емкость „SD''-днс-
ка — более 10 Гб, что открывает заман-
чивые перспективы для цифровой запи-
си музыки с великолепным качеством.
Более того, будущие проигрыватели
,,SD“-flHCKOB смогут воспроизводить
обычные компакт-диски и при этом еще
служить компьютерным дисководом
„CD-ROM“.
В новой системе используется более
коротковолновый (красный, а не инфра-
красный) лазер с меньшим диаметром
светового пятна. В дальнейшем ожида-
ется разработка и применение „голу-
бого" лазера.
Фирма „ЗМ“ и здесь не отказалась
принять участие в создании двухслой-
ного или даже многослойного „SD“-ahc-
ка, считывание информации с которого
(только с одной стороны) будет произ-
водится лазером, перефокусирующимся
по глубине. Сообщают, что к этим иссле-
дованиям присоединилась даже фирма
„IBM“. Так что нас может ожидать как
двусторонний однослойный диск, так и
многослойный односторонний — с оди-
наковой емкостью.
,,SD“-flHCK
нацелен пока только на
видеорынок. Как и „Multimedia CD“, он
предлагает дешевую замену видеокас-
сетам. Тем не менее новые форматы мо-
гут хранить и цифровые музыкальные
записи с очень высоким качеством.
------------------------------------- О
АУДИО МАГАЗИН 2/1995
17
предыдущая страница 18 АудиоМагазин 1995 2 читать онлайн следующая страница 20 АудиоМагазин 1995 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст