ВИТРИНА
Полученный цифровой код затем перекодируется
для защиты от ошибок, то есть в него вводятся
контрольные символы, проводится операция пере-
межи ван ия
(последовательно взятые отсчеты
разбрасываются в другом заданном порядке по
диаметру дорожки диска для защиты от потерь
большого количества следующих друг за другом
отсчетов при повреждениях диска, например цара-
пинах и т.
II.).
Правый п левый каналы
(стерео)
в системе
„компакт-диск“ записываются па одну дорожку
методом попеременной записи информации о двух
каналах. Наконец, когда цифровой код приобретает
тот вид, который установлен стандартом на цифровую
оптическую запись, он записывается на матрицу.
При этом обеспечиваются следующие Технические
характеристики:
частотный диапазон, не хуже 20 Гц
20 кГц ±
0.5 дБ;
динамический диапазон, не хуже 90 дБ.
Выбор дробного значения частоты дискретизации
(44,1 кГц) при разработке системы „компакт-диск“
был обусловлен использованием видеомагнитофона
для записи цифровой мастер-ленгы с оригинальной
фонограммы. Видеомагнитофон работал совместно
со специальным аналого-цифровым преобразова-
телем-приставкой, обеспечивая запись сигнала с
оригинальной фонограммы на видеоленту в цифро-
вом виде. Частота дискрет изации аналого-цифрового
преобразователя при использовании видеомагнито-
фона-, работающего в системе PAL, составляла
44.1 кГц.
В последние годы крупные западные фирмы почти
не используют промежуточную первую копию с
оригинала, полученную при помощи видеомаг-
нитофона.
В основе записи на компакт-диск лежит оптическая
запись с использованием лазерного луча1
для выжи-
гания на матрице микроскопических углублений
питов. С матрицы методом штамповки со специальной
обработкой тиражируются компакт-диски.
В заключение этого раздела надо отметить, что
цифровая перезапись компакт-дисков практически
невозможна. Дело в том, что звукозаписывающие
компании наложили запрет на запись с помощью
бытовой цифровой звукозаписывающей аппаратуры
при частоте дискретизации 44,1
кГц. 11оэтому в боль-
шинстве устройств, записывающих и воспроизво-
дящих сигнал в цифровой форме (цифровые магни-
тофоны R-DAT и т. п.), на частоте дискретизации
44.1 кГц предусматривается только режим воспроиз-
ведения (для воспроизведения оригинальных студий-
ных лент). Такое ограничение введено для защиты
авторских прав создателей звуковых программ, по-
' Точнее говоря, светового пучка, который для простоты
мы все же будем называть лучом.
скольку цифровая перезапись позволяет получить
практически точную копию оригинала. Однако этот
запрет не исключает возможности цифровой записи
на цифровой магнитофон через аналоговый выход
проигрывателя. Но при двойном преобразовании
„цифра
аналог
цифра“ возникают ухудшения
звучания, связанные с особенностями
ЦАПа
воспроизводящего проигрывателя компакт-дисков
и АЦП записывающего магнитофона, что делает
копию отличной от оригинала. Помимо этого ком-
пакт-диск, как правило, содержит защитный код,
не позволяющий производить тиражирование ме-
тодом цифровой перезаписи даже при частоте ди-
скретизации 44,1 кГц. Поэтому достоинством „пи-
ратских“ носителей (компакт-дисков, R-DAT кас-
сет и т. и.) может являться разве что их низкая по
сравнению с „оригиналами“ цена.
Проигрыватели компакт-дисков
Проигрыватель компакт-дисков можно условно
разделить на две основные части: оптико-механи-
ческую часть (с необходимой для ее работы элек-
троникой) и блок цифро-аналогового преобра-
зователя.
Оптико-механическая часть, которую принято
называть „транспортом“, служит для считывания
информации компакт-диска с помощью лазерного
луча, преобразования ее в электрические импульсы
и подачи их на блок цифро-аналогового преобразо-
вателя. Блок цифро-аналогового преобразователя
(очень часто используется английское название
„конвертор“
D igital-to-A nalogue Converter
(D A O ) предназначен для полного
включающего
сглаживающую фильтрацию
преобразования
цифрового электрического сигнала, получаемого с
„транспорта“ ,
в аналоговый сигнал,
который
выводится на линейный выход проигрывателя.
Очень часто у проигрывателей компакт-дисков
имеются цифровые выходы (оптические и электри-
ческие).
Они используются для подключения
проигрывателя к более высококачественным пре-
образователям („конверторам“) с помощью спе-
циальных соединительных кабелей. В этом случае
проигрыватель используется только в качестве
„транспорта“.
В свою очередь, выпускаются отдельные транс-
порты, имеющие высокие качественные показатели:
стабильность вращения диска, антивибрационные
свойства и т. и., что оказывает большое влияние на
качество работы „конвертора“ и, как следствие, на
воспроизводимый звук. Немалую роль при исполь-
зовании систем, состоящих из раздельных транс-
порта и блока цифро-аналогового преобразователя,
играет то, что каждый компонент такой системы
имеет свой отдельный блок питания,
это снижает
взаимные помехи.
АУДИО МАГАЗИН 2/1995
13
предыдущая страница 14 АудиоМагазин 1995 2 читать онлайн следующая страница 16 АудиоМагазин 1995 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст